Новости

Железные дороги Азербайджана: проделанная работа и планы на завтра

Возрождение Бакинской окружной железной дороги, развитие коридоров "Север-Юг" и "Восток-Запад", прокладку новых маршрутов в районы страны президент Ильхам Алиев обсудил с главой АЖД.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БАКУ, 13 ноя — Sputnik. Председатель ЗАО "Азербайджанские железные дороги" Джавид Гурбанов рассказал президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву о последних проделанных АЖД работах и планах транспортников на ближайший год. Об этом говорится в сообщении на официальном сайте главы государства.

Очистка дорог от старых "жигулей" и "мерседесов" растянется на десятилетия >>

В железнодорожную инфраструктуру Азербайджана на протяжении многих лет вкладывались большие средства, сказал президент Ильхам Алиев, указав, что благодаря этому удалось достичь значительного развития железных дорог: "Не случайно в последнем отчете Всемирного экономического форума Азербайджан занимает 34-е место в мире по уровню и качеству железных дорог. Это – достаточно высокий показатель, отражение проделанной в последние годы работы".

Железные дороги Азербайджана: проделанная работа и планы на завтра

В целом по состоянию транспортной инфраструктуры, которая постоянно модернизируется, республика занимает 31-е место в мире, подчеркнул глава государства. Он напомнил, что в прошлом году был открыт новый Международный морской торговый порт, в 2017 году был введен в эксплуатацию коридор "Баку-Тбилиси-Карс" (БТК) и обновлены внутренние железные дороги. Несмотря на это, следует уделять большое внимание отрасли в будущем, сказал президент Алиев, указав, что успешное развитие страны зависит от транспортной инфраструктуры.

Азербайджан сегодня является очень надежной и важной транзитной страной, напомнил глава государства, по словам которого развитие этого потенциала зависит и от хороших отношений с соседними странами. На состоявшихся за последние несколько месяцев встречах президента Ильхама Алиева с президентами России, Турции, Ирана и премьер-министром Грузии много внимания уделялось в том числе транспортному сотрудничеству.

"Словом, в дальнейшем наш транзитный потенциал еще больше будет служить развитию ненефтяного сектора. Роль транспортного сектора в увеличении доли ненефтяного сектора в валовом внутреннем продукте повышается и сегодня", - подчеркнул президент.

К примеру, железная дорога Баку-Тбилиси-Карс активно используется, за прошедший год по ней было перевезено около 300 тысяч тонн грузов, при этом коридор нацелен не только на товары из Азии: Азербайджан активно сотрудничает на европейском пространстве, и использование БТК некоторыми европейскими странами стало реальностью, сказал президент Ильхам Алиев, напомнив, что страна уже начала принимать контейнерные поезда из Китая, действует коридор Китай-Казахстан-Азербайджан-Европа. В то же время грузы перевозятся по пути Афганистан-Туркменистан-Азербайджан-Европа.

"Мы смогли соединить Баку-Тбилиси-Карс с железной дорогой Lapis Lazuli. Это также создает большие возможности. Во время моих встреч с президентами республик Центральной Азии состоялся широкий обмен мнениями по железнодорожному транспорту. В настоящее время мы обсуждаем возможность использования нашего коридора с Узбекистаном и Таджикистаном, и я уверен, что в этой области также будут достигнуты успехи", - указал глава государства.

Другими словами, железная дорога БТК, созданная по инициативе и финансовой поддержке Азербайджана, имеет большое значение. При закладке этого коридора было сказано, что этот проект преобразует транспортную карту мира и превратит Азербайджан, не имеющий доступа к открытому морю, в международный транспортный узел.

Важный день в истории: в Анкаре проводили первый прямой грузовой поезд из Китая в Европу

В то же время Азербайджан уделил большое внимание транспортному коридору "Север-Юг", все работы по которому на территории страны завершены, железная дорога проложена до границы Ирана. В 2018 году объем грузов, перевозимых по этой магистрали, увеличился в восемь раз, а за девять месяцев текущего года - на 70%, указал президент Алиев. Функционирует Северо-Западный транспортный коридор. Грузы из России, а также Ирана идут на Запад через Азербайджан, напомнил он.

"Участниками транспортных коридоров "Север-Юг" и "Восток-Запад" являются многие страны. Но Азербайджан – единственная среди них страна, участвующая в обоих проектах и внесшая ценный вклад в их реализацию. Это принесет нам в дальнейшем как политические, так и экономические дивиденды, уже приносит", - указал глава государства, подчеркнув, что сотрудничество в области железнодорожного транспорта сближает страны, укрепляет их безопасность, улучшает ситуацию в регионе и приносит экономические дивиденды каждой стране.

В то же время в республике принимаются меры по строительству и модернизации внутренних железных дорог, в том числе маршрутов, которые соединяют пригороды Баку с центром города. Ведется строительство железной дороги до Габалы, одного из популярных туристических центров, сказал президент. Он указал, что за первые девять месяцев этого года отели Габалы приняли 150 тысяч туристов, а если учитывать путешественников, арендующих жилье индивидуально, эта цифра вырастет вдвое. Дорога Шамаха-Габала не сможет вместить растущий туристический график, поэтому строительство железной дороги от Лаки до Габалы имеет особое значение, подчеркнул президент Ильхам Алиев.

Чтобы соединить Ляки и Габалу, потребуется 75 миллионов манатов и профессионализм

В то же время глава государства отметил: хотя транспортный коридор "Север-Юг" работает, состояние железных дорог Баку-Ялама и Алят-Астара неудовлетворительное. Эти маршруты должны быть полностью реконструированы для ускорения движения поездов, которые в настоящее время движутся со скоростью около 40 или 50 километров в час.

"Это не позволяет перевозить большие грузы и обеспечивать качественное обслуживание пассажиров. Поэтому наша цель - модернизация железнодорожной части транспортных коридоров "Восток-Запад" и "Север-Юг". Мы должны сделать так, чтобы поезда могли ходить со скоростью как минимум 140 километров в час. Уже начался процесс модернизации железных дорог Баку-Ялама и Алят-Астара", - сказал президент, предложив главе АЖД рассказать о проделанной работе и планах на следующий год.

Бакинская окружная железная дорога стала первой темой доклада председателя "Азербайджанских железных дорог" Джавида Гурбанова, который отметил, что эта дорога, ранее известная как "электричка", не работала много лет. В последние 25 лет было всего пять-десять поездов, которые эксплуатировались более сорока лет, а срок их службы давно истек. Однако, АЖД по указанию президента Ильхама Алиева начали реконструкцию окружной дороги.

Общая протяженность этой трассы вместе со вторичными путями составляет около двухсот километров, и в результате длительной эксплуатации дорожное полотно вышло из строя, сказал Гурбанов.

"По вашему указанию для удобства пассажиров мы перевели все пересечения на разные уровни. Ее можно назвать Абшеронской кольцевой железной дорогой, так как она соединяет весь Абшерон, включая город Хырдалан", - заметил глава АЖД.

По его словам, на маршруте уже выполнено около 80% работ на железной дороге, 70% работ по электрическим и коммуникационным сетям. Построено 11 современных станций, а также 18 пешеходных переходов и шесть автомобильных переездов. Удалены все отходы и сточные воды по пути, и установлено порядка 70% ограждения.

До конца года планируется завершить строительство первого участка окружной дороги, которая пройдет через станции Баку, Баладжары, Хырдалан, Сумгайыт, Новханы, Фатмаи, Мухамеди, Забрат-1, Забрат-2, Забрат-3, Сабунчи, Бакиханов, "Кероглу" и наконец Баку.

Чудо техники: видео самодельной железной дороги и паровоза

Сейчас между Баку и Сумгайытом ежедневно перевозится 12 тысяч пассажиров, а после запуска окружной железной дороги АЖД рассчитывают перевозить 25-30 тысяч пассажиров, заметил Гурбанов.

В свою очередь, президент Ильхам Алиев заметил, что это удобный вид транспорта, который позволит гражданам добираться до дома или работы в более короткие сроки, тогда как сейчас на автотрассах появляются пробки, несмотря на то, что были проложены новые дороги, построены мосты и развязки: "Так что все проекты, предусмотренные к концу года, должны завершиться, и эта работа будет продолжаться в следующем году".

По имеющимся оценкам, после запуска Бакинской окружной дороги, когда будут соединены трассы, ведущие с этой стороны в Сумгайыт, а также проложенные с противоположной стороны, когда будет отрегулировано движение автобусов, эта цифра составит 25-30 тысяч человек. А это может сократить работу, по меньшей мере, 300-500 автобусов. Это – экологически чистые, а также высокоскоростные поезда хорошего уровня, в них предусмотрены все удобства, к тому же время сократилось в два-три раза, сказал Джавид Гурбанов, отметив, что скорость движения планируется увеличить до 140 километров в час.

Нужен ли региону формат Азербайджан-Грузия-Турция - экспертное мнение >>

Глава АЖД также отчитался по железнодорожному сообщению между городами Баку и Гянджа, по которому в настоящее время ежедневно один поезд отбывает и один прибывает. Время его пребывания в пути занимает четыре часа, но этот срок признан неудовлетворительным и дорожная инфраструктура позволяет повысить скорость до 140 километров в час. "Это означает, что мы можем добраться до Гянджи за три часа",- сказал Гурбанов.

Что же касается строительства маршрута Ляки-Габала протяженностью 46 километров, то, по словам Гурбанова, ее строительство продолжается. Ведутся земляные работы, 11 километров дороги уже проложено, указал глава АЖД, отметив, что по прогнозам, дорога будет готова к использованию к августу-сентябрю будущего года. Со своей стороны, президент Ильхам Алиев напомнил, что летом этот район посещает множество людей и указал на необходимость сдать маршрут до начала сезона.

Китай отправил первый поезд в Европу по маршруту Баку-Тбилиси-Карс

Далее председатель ЗАО АЖД сообщил, что на Алят-Астаринской железной дороге выполнены все проектные работы, при подготовке которых учитывалось поручение главы государства учитывать красоту города Лянкяран, его близость к морю и экологию. На 17-километровом участке Астара-Астара был построен мост и терминал, к концу года будут проложены еще семь-восемь автомагистралей, и будет построен один автомобильный терминал.

Президент Ильхам Алиев одобрил ведущиеся работы и указал, что существующая дорога не может принять на себя все возрастающую нагрузку на данном транспортном маршруте.

"Дорога идет прямо к морю, что опасно и отнимает много времени. С другой стороны, Лянкяран сейчас является регионом с большим туристическим потенциалом, в последние годы здесь построены отели и зоны отдыха. Мы реконструировали шоссе Баку-Лянкяран, сократив путь на 60-70 километров для комфорта граждан. Так что перенос этой железной дороги от берега в другом направлении, конечно, имеет большое значение. Таким образом, береговая зона Лянкярана также будет открыта для туризма", - подчеркнул глава государства.

Порт Анаклия: нужна ли Азербайджану грузинская мечта >>

Он напомнил, что в то же время по его поручению ведутся работы на трассе Баку-Ялама, где строительство должно быть ускорено, в первую очередь для транспортного коридора "Север-Юг". Кроме того, в другую курортную зону Азербайджана, Гусарский район, должна быть построена железная дорога.

"Грузы идут мимо нас", или Как получать выгоду от маршрута Баку-Тбилиси-Карс

Отчитываясь по проделанной по данным проектам работе, Гурбанов сообщил, что протяженность дороги Баладжары-Ялама составляет 348 километров, и ее бюджет определен при участии Всемирного банка и Французского агентства развития. Кредиты уже завершились. "Мы приступим к строительству дороги, наверное, в декабре или январе. Это – для одного участка дороги. Остальная часть по Вашему поручению выделена из бюджета. Там уже построено пять новых крупных подстанций. Мы проделали работы, связанные с электричеством, линиями связи, прокладываем также фибер-оптические кабели. Строительные работы начнутся в следующем году и продлятся примерно два года", - заключил глава АЖД.

Подытоживая встречу, президент Ильхам Алиев подчеркнул, что этой дороге должно быть уделено повышенное внимание, поскольку таким образом Азербайджан значительно повысит эффективность транспортного коридора "Север-Юг".