БАКУ, 10 ноя — Sputnik, Шахпери Аббасова. Шоссе и магистральные дороги предназначены для людей, а не для скота. У животных должна быть своя дорога, и позаботиться об этом должны местные муниципалитеты.
Об этом в беседе со Sputnik Азербайджан сказал водитель из северо-западного региона Русиф Гусейнов, обеспокоенный, как и многие местные жители, ситуацией на дорогах республики.
Новые дороги, к сожалению, быстро портятся, и виноваты в этом нередко сами местные жители. Не имея, как правило, другого варианта, они перегоняют свой скот на пастбища по этим самым новым трассам и магистралям.
Прежде всего тут речь идет об эстетической стороне проблемы, считает Гусейнов: "Коровы, козы и бараны на магистральных шоссе портят их вид. Смотришь, дорогу только провели, а ее уже нагадили животные. Ни в одной стране такого не встретишь".
Но эстетика - это только часть проблемы, при том далеко не самая страшная. Дело в том, что домашний скот на дорогах часто становится причиной аварий.
Дальнобойщик со стажем Вафадар Абдуллаев из Гахского района рассказал Sputnik, что всю жизнь провел в дорогах. И возмущается, что нигде не встречал столь равнодушного отношения к дорогам, как у себя на родине: "Люди у нас просто открывают ворота и выпускают животных на дорогу. А когда в них врезается несущийся по этой же дороге на высокой скорости автомобиль, начинается скандал. И такое происходит всегда и везде…"
Нечто подобное и произошло как с Абдуллаевым. Он ехал по трассе, как вдруг откуда откуда ни возьмись перед его автомобилем выскочила скотина. Затормозить он не успел и врезался в нее. Скотина не погибла, но пострадала. А ее хозяин пытался потребовать от водителя возмещение ущерба. "Но я законы знаю, и никакого штрафа не заплатил. Люди не понимают, что животные не имеют разума, а автомобиль – это техника. А вообще, каждый раз когда я вижу на дорогах сбитых машиной домашних животных, у меня прямо сердце болит", - говорит дальнобойщик.
Сеймур Зейналов в свою очередь призывает водителей быть внимательней на дорогах. В районах, особенно в сельской местности водители должны водить медленнее. Но некоторые не следует скоростному режиму, даже когда проезжают мимо населенных пунктов, говорит он.
"Где-то даже стоят предупреждающие знаки о том, что тут могут быть животные, но водители не обращают на них никакого внимания. В итоге машины сбивают скотину", - возмущается Зейналов.
Вусал Азизов в свою очередь однозначно винит во всем хозяев животных. Он и сам держит собаку, и чувствует за нее ответственность: "Я ее, например, на прогулку без намордника не вывожу, знаю, что может вдруг укусить кого-то. Пусть и те, кто держит животных и получает с этого еще и доход, не сочтут за труд следить за ними".
А что говорит закон?
Переводить мелкий и крупнорогатый скот по дорогам с бетонным покрытием, а также оставлять его там без присмотра, выходить на трассу на запряженной лошадьми повозке - все это является административным правонарушением, сказал эксперт по вопросам транспорта Азер Аллахверанов.
Статья 338.5.5 Кодекса об административных правонарушениях напрямую связана с этим вопросом, существуют конкретные правила. А люди, которые содержат и перегоняют скот, должны знать о этих правилах, считает эксперт.
"Мониторинги, которые мы проводим, показывают, что они думают, что стадо можно вести по окраине дороги. А когда их спрашиваем, зачем, говорят – другой дороги нет", - продолжает он.
Дело в том, что все пути к пастбищам кем-то заняты, то есть прогоняя свой скот на пастбище, человек не хочет проходить через чей-то участок, и потому вынужден выходить на дорогу. "В определенной степени людей понять можно – как перегонять скот, если нет дороги?", - говорит эксперт.
Движение домашних животных по дорогам также регулируется статьей 39 закона о дорожном движении. Так, проводить скот по асфальтной части дороги запрещено. Кроме того, нельзя перегонять животных в темное время суток, по железным дорогам.
Нарушители могут быть оштрафованы на 40 манатов. То есть человек, переводящий скот, однозначно несет ответственность за свои действия, сказал Аллахверанов: "Дело в том, что автомобиль, который едет со скоростью 110 километров в час, даже увидев издалека скотину, не успеет даже при всем желании вовремя затормозить. В итоге все заканчивается аварией".
Но и водители должны быть внимательными, продолжает он, так как в некоторых случаях вина может лежать и на них. Если, к примеру, ограничение скорости по дороги в каком-то населенном пункте составляет 60 километров в час, а водитель превысил эту скорость и произошла авария, то виноват водитель, заключил он.