БАКУ, 16 сен — Sputnik, Зарина Оруджалиева. В Азербайджане, к северо-западу от Баку, имеется уникальное село, где навоз ценится дороже золота. Как сообщает Sputnik Азербайджан, речь идет о горной деревне Хыналыг, расположенной на высоте 2,1-2,2 тысячи метров над уровнем моря.
Историко-этнографический заповедник Хыналыг будет превращен в туристический центр. С таким заявлением на днях выступил глава Государственного агентства туризма Азербайджана Фуад Нагиев. В связи с этим разрабатывается специальная концепция, которая в ближайшее время будет представлена главе государства Ильхаму Алиеву.
Хыналыг - это уникальное поселение, жители которого многие столетия были почти отрезаны от цивилизации. Таким путем они сумели сохранить свои древние быт, язык и традиции. И очевидно, что этот естественный "этнографический заповедник" заслуживает самого бережного отношения.
Трудная дорога
Отправляясь в путешествие в Хыналыг, следует запастись храбростью, теплой одеждой и, конечно же, внедорожником. Протяженность пути от Баку до села займет чуть больше четырех часов. Самая опасная часть путешествия ждет туристов после того, как автомобиль оставит позади низменность Губинского района.
Так как дорога в Хыналыг проложена относительно недавно, в 2006 году, то и жаловаться на качество асфальта не приходится. Однако узкий путь проходит прямо по горным склонам, и по его сторонам виднеется лишь каменистый обрыв вниз, в ущелье. Местами дорога имеет спуски под острым углом, от одного взгляда на которые по коже пробегают мурашки. К тому же водителю приходится вписываться в крутые повороты серпантина.
На пути до заветной вершины встречается несколько горных сел, мосты по речке Гудиалчай и, конечно же, бесконечные горы. Деревьев практически нет. Почва тут не плодородная - каменистая. Поэтому все обитатели окрестных земель занимаются лишь животноводством.
Другой мир
Оставив позади еще несколько километров пути по крутым склонам, можно наконец добраться до заветного села Хыналыг. Первым делом на глаза попадаются древние кладбища. Их тут, как оказалось, восемь. Каждое принадлежит определенному роду. Местами надгробия заменяют обычные булыжники, отколовшиеся от скал.
Дальше расположен въезд в село. Надо сказать, что проложенная 13 лет назад дорога все же сделала свое дело. Тут появились чайные дома, а специально для туристов предприимчивые хыналыгцы даже выучили пару фраз на английском, написав на стенах красной краской "Tea House". Но это, конечно же, так сказать, излишества местного прогресса.
Если поднять голову и посмотреть на вершину местной горы, то можно увидеть "жемчужину", ради которой стоит преодолеть десятки километров. Древнее поселение стоит почти на том же месте, как и многие века назад. Дома из речного камня и осколков скал возведены каскадом. То есть плоская крыша одного дома служит двором для другого.
В село ведут сразу несколько крутых тропинок, но местные жители, привыкшие лазить по горам, с легкостью поднимаются вверх. Ввиду этого у них развилась одна особенность. Здесь люди практически не страдают ожирением, вдобавок имеют хорошо накаченные жилистые ноги. А для детей бег вниз и обратно - одно удовольствие.
Для городского жителя подъем к поселению станет серьезным испытанием. Приходится по нескольку раз останавливаться и переводить дыхание. Из-за разряженного воздуха развивается "дыхание загнанной собаки". Но, как известно, нет ничего невозможного - подняться к местным жителям все же можно.
Дома наверху у них одно- или двухэтажные. Первый этаж обязательно используется в качестве хлева, где держат скотину. К тому же животные служат, так сказать, естественным отоплением для жильцов на втором этаже. Дома там очень тесные, с маленькими окнами. Это объясняется еще и тем, что большие комнаты трудно обогреть, особенно в горах, где нет газа и дров. Однако здесь есть электричество, вода во дворах, мобильные телефоны и один магазин. Проложенная в горы дорога позволила цивилизации пробиться и сюда, хотя совсем изменить устои жизни не смогла.
Тяжелые бытовые условия не пугают здешних жителей. Тут насчитывается более двух тысяч человек. На глаза попадаются очень много детей - все светлые и очень похожи друг на друга. Ввиду компактного проживания местные жители приходятся друг другу близкими и дальними родственниками. Основным языком общения является хыналыгский. Он не похож ни на один из существующих в настоящее время и относится к кавказской языковой группе. Кроме этого, многие знают и азербайджанский язык. Особенно им хорошо владеют дети, так как обучаются ему в школе.
Особенный быт
Основным родом занятий местных жителей является животноводство. Козы, коровы, лошади и куры служат практически единственным источником существования и пропитания. Все тропинки к домам засыпаны их навозом. Его тут даже более чем достаточно. Местные женщины собирают навоз, смешивают с сеном и летом сушат кизяки на всех поверхностях, где это возможно. Из помета животных выстраивают целые стены.
Азербайджан поведет туристов по маршруту Александра Дюма, но нужен свободный коридор>>
Кизяки можно увидеть на крышах домов, заборах и стенах. Зимой высушенные брикеты бросают в печи, используя вместо горючего для приготовления пиши и обогрева. Дров в селе и в помине нет, а зима длится вплоть до середины лета. До того времени, пока не оттают снега, село остается отрезанным от автомобильного сообщения и большого мира.
Сегодня самые богатые хыналыгцы, помимо живности, также имеют внедорожник "Ниву": с автомобилем можно при необходимости выехать к цивилизации.
Раньше население также занималось земледелием, рассказал местный житель Гюльмамед Ярмамедов. Возделывались земли внизу, рядом с речкой. Теперь там построены дома, и приходится выживать за счет животноводства. В основном держат овец, которых затем продают в низовьях. Полученное молоко, сыры, куриные яйца и мясо составляют основной рацион сельчан. Еще дети собирают в горах корни только местным известных трав, называя это чаем. Их моют, высушивают и заваривают зимой.
Российские туристы стали чаще выбирать для отдыха Азербайджан>>
Жизнь в селе незамысловатая. Всю работу по дому выполняют женщины, а мужчины пасут животных. Сами женщины очень стеснительны, они не любят, когда их фотографируют приезжие. Мальчишки же любыми способами пытаются отвадить туристов от своих жилищ. Например, заметив журналиста с фотоаппаратом, они пошли на уловку, советуя не идти в деревню, так как якобы там есть большая, злая, бешеная собака. Однако в конечном счете собаки в селе не оказалась.
Процветающий туризм
Хыналыгцы, сами того не понимая, представляют большой интерес для туристов. В подтверждение этого приведем слова Ярмамедова, который рассказал, что за лето в село приехали несколько тысяч гостей. Среди них даже были приезжие из Израиля и Соединенных Штатов Америки. Теперь сельчане осваивают новый вид деятельности - туризм. Некоторые из них приспособили свои дома под отели.
"Вот видите внизу дом? Это отель. Он принадлежит брату директора заповедника. Потом он переехал отсюда, а дом сдает", - поделился мужчина. Кроме того, свои дома сдают другие сельчане. Провести ночь в жилище хыналыгца стоит 30 манатов, включая питание. По словам Ярмамедова, приезжают сюда не только чтобы посмотреть на село, но и подышать чистым горным воздухом.
Уникальность хыналыгцев
Местные жители ныне исповедуют ислам. В Хыналыге имеются мечети Шейха Шалбуза и Абу Муслима. Но еще много веков назад здесь поклонялись огню. Рядом с селом имеется храм огнепоклонников, относящийся к периоду средних веков. К тому же известно, что в древности здешние женщины имели широкие права и даже использовали оружие для самообороны.
Существует легенда, что нынешние хыналыгцы являются потомками Ноя, чей ковчег некогда обосновался на территории Хыналыга. Согласно этой версии, первичным местом обоснования Ноя являлись здешние горы. Кстати, по данным Института археологии и этнографии НАНА, в течение пяти лет ученые вскрыли около 15 могил, в которых были захоронены люди, жившие в третьем тысячелетии до нашей эры, а также в античные времена. Кстати, в некоторых могилах найдены амулеты от сглаза ("гёз мунджуг" - ред.) изготовленные по технике, принятой в Древнем Египте.
В 2008 году Хыналыг был включен в список Всемирного фонда памятников как "находящийся под надзором исторический памятник мирового значения".
Историческая территория Хыналыг является государственным историко-архитектурным и этнографическим заповедником, согласно изданному в 2008 году распоряжению Кабинета министров Азербайджанской Республики.