Во второй половине шестидесятых годов двадцатого века Андрей Тарковский создал фильм "Андрей Рублев", который буквально сразил все мировое кинематографическое сообщество. В СССР его долго не выпускали на экран в связи, как считали цензоры, с излишней религиозностью, и даже после того как картина произвела фурор на кинофестивале в Каннах, в Союзе ей не обеспечили широкий прокат.
От героя "Баллады о солдате" до работы на стройке: вспоминая Владимира Ивашова >>
Однако это не помешало фильму Тарковского стать одним из самых знаковых событий того времени и обеспечить режиссеру вхождение в когорту гениальных режиссеров планеты. В фильме были заняты блистательные актеры, которым удалось с успехом воплотить на экране все замыслы режиссера. Каждый из этих великих актеров считал участие в картине знаменательной вехой для себя.
В главной роли Тарковский занял актера, не известного широкой общественности, но который буквально поразил режиссера своей внутренней силой и умением передавать на экране все сложнейшие оттенки человеческого характера. Так мир узнал Анатолия Алексеевича Солоницына, который в будущем стал одним из самых любимых актеров гениального Тарковского, но тогда буквально потряс всех своим исполнением роли иконописца Андрея Рублева.
Будущий великий актер родился 85 лет тому назад, 30 августа 1934 года в семье журналиста. Что любопытно, при рождении ему дали имя Отто, в честь руководителя арктической экспедиции Шмидта. Но когда началась война с Германией, по понятным причинам отец переименовал сына в Анатолия. Будучи старшеклассником, Анатолий увлекся театром и активно участвовал в самодеятельности. Солоницын решил связать свою жизнь со сценой и несколько раз поступал в Москве в ГИТИС, но каждый раз неудачно. Парадокс, но приемная комиссия упрямо игнорировала этого абитуриента, который в будущем стал великим актером. Тем не менее Анатолий не отчаялся и поступил в Свердловске в студию при местном драмтеатре, где и остался работать после окончания учебы. Однако начинающий актер мечтал испытать свои силы в кино и на столичной сцене.
Чуда не произошло: неповторимому Шахмару Алекперову исполнилось бы 76 >>
Анатолию Солоницыну всю жизнь везло на режиссеров. Наверное потому, что выдающиеся постановщики, в отличие от приемной комиссии ГИТИСа, смогли разглядеть неограниченный талант Солоницына и его потрясающие возможности.
Первым для кино актера открыл тогда еще никому не известный Глеб Панфилов. Он решил снимать Солоницына в своей короткометражке "Дело Курта Клаузевица" в главной роли немецкого рядового, приговоренного к смерти из-за отказа стрелять в советских солдат.
Поверивший в свои возможности актер после того, как прочитал в журнале сценарий "Андрея Рублева", решил ехать в Москву и участвовать в кинопробах. Тарковский сразу же остановил свой выбор на Солоницыне, хотя авторитетный худсовет был категорически против. Несмотря на это режиссер, разглядевший в Солоницыне громадный талант, сумел отстоять его кандидатуру.
Солоницын сумел раскрыть в своем герое все то, чего добивался Тарковский. Актер через свой персонаж выпукло показал, что добиться искупления грехов можно только через веру и страдания. Можно сказать, именно благодаря Тарковскому и Солоницыну многие в СССР узнали о сути православия, впервые увидев на экране положительные образы религиозных деятелей. Но именно из-за этого фильм, несмотря на громкий международный успех, большевистские цензоры положили на "полку".
Однако великолепная актерская работа была замечена, и сразу же после "Андрея Рублева" Солоницын сыграл комиссара в великолепной картине Глеба Панфилова "В огне брода нет", Степана в "Анютиной дороге", а также нестандартно воплотил на экране роль советского разведчика в приключенческом фильме "Один шанс из тысячи".
В начале семидесятых Солоницына замечает еще один великий режиссер - Алексей Герман Он приглашает актера на свой фильм "Проверка на дорогах". Картина про историю бывшего власовца, готового искупить свою вину. Солоницыну была поручена роль сотрудника Особого отдела майора Петушкова. Актер прекрасно справился с задачей, но, как бывало часто с фильмами, в которых принимал участие Солоницын, эту картину тоже не выпустили в прокат.
Тем не менее актер продолжал активно сниматься. Солоницын создал запоминающийся образ лорда Сент-Джона в экранизации романа Марка Твена "Принц и нищий", родителя шахматиста в фильме "Гроссмейстер". Популярного актера приглашает на главную роль в своем фильме "Любить человека" великий режиссер и педагог Сергей Герасимов. Солоницын и Виролайнен играют в этом фильме главные роли и не только не теряются в ансамбле маститых актеров, собранных на этой картине, но и умело солируют.
Наконец, Тарковский не забывает своего любимца и снимает его в роли астробиолога Сарториуса в фантастическом фильме "Солярис". Это фильм был высоко оценен на Каннском кинофестивале.
Тарковский снимает Солоницына и в "Зеркале", где тот очень успешно сыграл роль доктора. Режиссер был очень высокого мнения о таланте Солоницына и, ставя на сцене Ленкома шекспировского "Гамлета", он поручает роль Гамлета именно ему. Солоницын вновь полностью оправдал надежды Тарковского. Отметим, что после этой роли Солоницын больше не появлялся на сцене и посвятил себя кино.
Великие режиссеры советского кинематографа продолжали оказывать должное внимание его замечательному таланту. Актер снялся в одной из главных ролей в фильме Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" и то, что эта картина стала знаковой постановкой советского периода, немалая заслуга Солоницына.
Он снимается в "Агонии" Элема Климова (этот фильм, следуя печальной традиции, был также положен на "полку"), играет рыбника в "Легенде о Тиле" выдающихся режиссеров Алова и Наумова. В гениальной ленте великой Ларисы Шепитько "Восхождение" по произведению Василя Быкова "Сотников" актер играет фашистского прислужника Портнова. Ему удается создать выпуклый образ, который не смогли оставить в тени блистательные работы Бориса Плотникова и Валерия Гостюхина, игравших основные роли в этой картине. Как мастерски сумел передать актер цинизм, самоуверенность, но одновременно и вечный страх своего персонажа!..
Большая актриса, начавшая с маленьких ролей: к юбилею Зинаиды Кириенко >>
Уверен, кто видел "Сталкер", не может забыть образ, который создал в этом фильме Солоницын. Вкупе с Александром Кайдановским и Николаем Гринько он смог воплотить всю требуемую Тарковским ауру фильма. Думается, что это одна из самых сильных картин в череде шедевров Тарковского и несомненная актерская удача Солоницына.
В начале восьмидесятых Солоницын принимает предложение еще одно мэтра советского кинематографа Александра Зархи сняться в главной роли в фильме "26 дней из жизни Достоевского". Солоницын сыграл великого литературного классика просто превосходно и именно за эту роль получил звание заслуженного артиста. Выдающаяся работа актера также способствовала тому, что фильм был отмечен призом на престижнейшем кинофестивале в Западном Берлине.
Солоницын в начале восьмидесятых играет у Вадима Абдрашитова в "Остановился поезд", прекрасно справляется со своей ролью в фильме Николая Губенко "Из жизни отдыхающих" и, наконец, в порученном ему эпизоде в очень популярном фильме "Мужики!" с Александром Михайловым в главной роли филигранно создает образ алкаша-отца Павлика. Сцена на перроне вокзала была сыграна на самом высоком уровне.
Казалось бы, карьера актера продолжает набирать обороты. В середине восьмидесятых наконец сняли "с полки" "Проверку на дорогах" Германа и фильм получил Государственную премию СССР, но Солоницын этого не увидел.
Во время съемок фильма "Остановился поезд" в ходе медицинского осмотра у актера обнаружили рак. Болезнь быстро прогрессировала и в 1982 году Анатолия Солоницына не стало. Этот великий актер успел сделать очень много, но сколько бы успел еще, если бы не ранняя смерть. Анатолию Алексеевичу Солоницыну было неполных 48 лет…