БАКУ, 28 авг — Sputnik. Попытка премьер-министра Армении Никола Пашиняна обосновать насильственное отторжение Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО) от Азербайджанской ССР процессом выхода Азербайджана из состава СССР является свидетельством его юридической безграмотности или же умышленного лукавства.
Об этом заявила глава пресс-службы министерства иностранных дел АР Лейла Абдуллаева.
"Если армянский премьер-министр хочет постоянно водить за нос свой народ – это его дело. Но обмануть мировое сообщество у него не получится. Тем более, если речь идет о правовой стороне вопроса", - подчеркнула она.
Статус Нагорного Карабаха как автономной области в составе Азербайджанской ССР был закреплен в Конституциях СССР 1936 и 1977 годов: причем территория союзной республики не могла быть изменена без ее согласия, напомнила Абдуллаева. В связи с неправомерными действиями армянских националистов, направленными на отторжение НКАО от Азербайджанской ССР, Верховный Совет СССР в своих решениях однозначно признавал невозможным изменение существующих границ, отметила она.
Таким образом, попытки отторгнуть Нагорный Карабах от Азербайджанской ССР сопровождались очевидным нарушением Конституции СССР и, тем самым, не порождали каких-либо юридических последствий, подчеркнула глава пресс-службы.
МИД Азербайджана ответил Мнацаканяну: наше терпение – не беспредельно>>
Кроме этого, Закон СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" от 3 апреля 1990 года, на который часто ссылается армянская сторона, имел целью регулирование взаимоотношений в рамках СССР путем установления определенной процедуры, которой должны были следовать союзные республики в случае выхода из состава Союза, отметила Абдуллаева.
Выход союзной республики из СССР мог считаться состоявшимся только после прохождения сложной многоступенчатой процедуры и, в конечном итоге, принятия соответствующего решения Съездом народных депутатов СССР. Однако упомянутый Закон так никогда и не был применен, а ни одна союзная республика, в том числе Азербайджан и Армения, не воспользовалась предусмотренной в нем процедурой выхода, напомнила она.
Более того, после распада СССР Азербайджан вступил в ООН, равно как и в другие международные организации, в рамках своих административных границ времен СССР, которые соответственно и были признаны со стороны мирового сообщества в качестве международных границ Азербайджанской Республики, указала глава пресс-службы.
В отличие от того, что утверждает Армения, государства, подписавшие Алма-Атинскую декларацию от 21 декабря 1991 года о целях и принципах Содружества Независимых Государств, включая Армению, приняли на себя обязательство признавать и уважать территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ, подчеркнула Абдуллаева.
"Притворство армянского премьер-министра, пообещавшего золотые горы своим избирателям, терпит все больший крах в силу отсутствия конкретных путей выхода из сложившейся ситуации, которую невозможно улучшить без нормализации отношений с соседним Азербайджаном", - отметила она, добавив, что здесь следует принимать во внимание такие факторы как экономика, демография, военная составляющая и другие.
Вне зависимости от позиции того или иного армянского лидера, Азербайджан восстановит суверенитет над своими международно признанными и исконными территориями, включая Нагорно-Карабахский регион, так как справедливость и право за Азербайджаном. Этот час наступит, а с учетом развития ситуации в регионе он может наступить в любой момент, заключила глава пресс-службы.