Важность активизации работ по международному транспортному коридору (МТК) "Север - Юг" вызвана возможным резким увеличением грузопотоков не только со стороны Ирана, но и в свете ухудшающейся ситуации с транспортными перевозками товаров в Персидском заливе, а также эскалацией напряженности между Индией и Пакистаном из-за отмены особого статуса штата Джамму и Кашмир.
Напомним, что в ходе прошедшей 13 августа в Сочи встречи министры транспорта России - Евгений Дитрих, Ирана - Мохаммад Эслами и Азербайджана - Рамин Гулузаде, а также министр РФ по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев приняли решение о создании специальной рабочей группы на уровне заместителей министров транспортных ведомств трех стран для скоординированной работы по западному маршруту международного транспортного коридора "Север - Юг". Это должно послужить ликвидации инфраструктурных ограничений и снятию административных барьеров, уверены чиновники.
Также стороны договорились содействовать созданию совместных транспортных предприятий, разработке согласованной трехсторонней цифровой платформы трансграничных перевозок.
В данном контексте к трехсторонним переговорам надо активнее привлекать четвертого участника - Индию, которая может внести значительный вклад в развитие МТК "Север- Юг" не только грузами, но и финансами.
Ибрагимов: противостояние Ирана и России с США влияет на каспийский формат>>
Напомним, что Индия была одной из важных сторон в подписании Межправительственного соглашения по созданию МТК "Север-Юг" 12 апреля 2000 года в Санкт-Петербурге вместе с Россией и Ираном. Для справки: Азербайджан присоединился к МТК лишь в 2005 году.
Однако ухудшение отношений между Индией и Пакистаном в настоящее время из-за отмены особого статуса штата Джамму и Кашмир может привести к практическому параличу транспортных перевозок между двумя странами. В связи с этим может заметно вырасти привлекательность возможностей перевозки от индийского города Мумбаи по МТК "Север-Юг".
Эффективность перевозок МТК может возрасти и в случае завершения Ираном строительства 164-километрового железнодорожного пути Астара-Решт (стоимость проекта оценивается в 1,1 миллиарда долларов), который может связать азербайджанские и российские железнодорожные пути с иранскими. Тем самым, грузы из Индии, поступающие в иранские порты в Персидском заливе, по железной дороге могут попасть в Россию и далее - в страны Северной Европы.
То есть, логичнее в данной ситуации договариваться между четырьмя ключевыми игроками МТК "Север – Юг" по созданию совместных транспортных компаний и определению единого мультимодального оператора для выработки единого льготного тарифа по перевозкам грузов по всему коридору. Также руководство Индии может поддержать Иран, включившись в совместное финансирование проектов по развитию железнодорожной и портовой инфраструктуры в рамках данного коридора.
На первом этапе по МТК "Север-Юг" предусматривается перевозка до пяти миллионов тонн грузов, как и предусмотрено на начальной стадии. По прогнозам, на следующем этапе объем грузоперевозок увеличится до 10-15 миллионов тонн.
Основным преимуществом МТК "Север-Юг" по сравнению с другими маршрутами является уменьшение расстояния и сроков доставки грузов в два-три раза. Если перевозка грузов морским путем по маршруту Персидский залив-Суэцкий канал-Средиземное море-Балтийское море в Хельсинки происходит за 45-60 дней, то по коридору "Север-Юг" это время сокращается до 20-25 дней.