Интервью президента России Владимира Путина для британского издания Financial Times (FT) было настолько масштабным по количеству затронутых тем, что оставляет впечатление глубокой проработки главой государства основных направлений развития международной политики.
Российский лидер в своем интервью, в первую очередь, выражает уважение к формату G20, считает его ключевым форумом.
Кроме этого, в рамках его беседы с британским журналистом важен и ответ Путина клеветникам России, тем, кто обвиняет страну во вмешательстве в американские выборы. В частности, он дал развернутый анализ того, каким образом глобализация повлияла на приход Трампа к власти. Российский лидер объяснил это тем, что, в отличие от Китая, воспользовавшегося глобализацией, в США только крупные компании извлекли выгоду, средний же класс оказался в проигрыше, не получил никаких преференций. Именно этим воспользовался Трамп и именно в этом его секрет прихода к власти, а не в каких-то мифах о российской угрозе или вмешательстве.
Важнейшей стержневой темой интервью стала тема сдерживания гонки вооружений. Здесь я почувствовал тревогу Путина и даже, не побоюсь этого выражения, его внутреннюю боль: необходимо сдерживать гонку вооружений, но в связи с позицией американских партнеров это не всегда получается.
Политолог: встреча Трампа с Путиным не решит проблемы между странами >>
Также в своем интервью Путин развеял мифы о китайской угрозе, навязываемой Западом. Для этого он всего лишь сравнил военные бюджеты США и Китая и показал, что они несопоставимы. Сама же Россия на Дальнем Востоке самодостаточна. Российская сторона там абсолютно уверенно себя чувствует. Да и оборонный потенциал России, как известно, довольно велик.
Отдельно российский лидер затронул ядерную проблему, связанную с Северной Кореей. Путин признал, что это, конечно же, является угрозой, но при этом предложил рассмотреть ее истоки. По его мнению, КНДР имеет право обеспечивать свою безопасность, особенно на фоне того, что происходило в Ливии и Ираке. Конечно, Россия обеспокоена всем этим, учитывая, что Северная Корея находится не так далеко. Но при этом, Путин считает, что необходимо проявить уважение к КНДР.
В интервью также были хорошо освещены вопросы риска. В особенности, сирийские риски. Путин признал, что они достаточно весомые. Но при этом он подчеркнул, что все решения, связанные с Сирией, принимались Россией взвешенно, были учтены все последствия. И как итог - Россия усилила свои позиции на Ближнем Востоке.
Также им была высказана ясная и четкая позиция по Венесуэле: Россия просто продавала туда оружие, были контракты, все осуществлялось легально. Так что нет никакой "власти на русских штыках", есть понимание, что венесуэльцы сами должны принимать решения, а внешнее вмешательство – это развал государственности.
О примирении речь не идет - Путин об отношении Запада к России >>
Когда же с небольшой подковыркой прозвучал вопрос от журналиста по поводу британской шпиономании, Путин, как следует серьезному государственному деятелю, ответил, что возня вокруг шпионов не стоит межгосударственных отношений и призвал отставить в покое тему Скрипалей.
Важна была также позиция Путина по российской экономике, интересно было мнение о тенденции популистских движений против истеблишмента. Он напомнил, что в начале 90-х годов Россия однажды уже утратила иммунитет к сохранению государственности и тогда все рушилось. Российский лидер объяснил этот процесс отрывом элиты от народа.
Завершая интервью, он вышел на довольно серьезные философски-социальные обобщения на тему того, что происходит конец либеральной идеи. Она себя изжила, дискредитировала и иллюстрирует сегодня проблему мировой миграции. Путин также отметил: несмотря на всю терпимость и толерантность ко всем пяти полам, нельзя забывать и традиционные семейные устои, религиозные ценности.
Что же до вопроса о преемнике, то он, по мнению российского президента, должен определяться волей народа и подтверждать свой статус на прямых выборах. И с этим невозможно не согласиться.