БАКУ, 8 мая — Sputnik, Александра Зуева. Азербайджанская сторона в перспективе получит доход от сотрудничества с Россией и Турцией в области развития железнодорожных перевозок, сказал Sputnik Азербайджан научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев, рассуждая о расширении сотрудничества между Азербайджаном, Россией и Турцией.
Главы железнодорожных компаний Азербайджана, России и Турции 6 мая подписали трехсторонний меморандум о сотрудничестве в области развития железнодорожных перевозок.
Тенденция на развитие железнодорожных перевозок между этими тремя странами была обозначена и ранее. "Российские железные дороги" (РЖД) и прежде проявляли интерес к этой сфере, отметил Караваев.
Еще в 2016 году Азербайджанские железные дороги" (АЖД) и "Русагротранс" создали совместное предприятие – "Азрустранс". Основной задачей этого предприятия было увеличение грузопотока и создание более интенсивного движения между Россией и Азербайджаном в направлении Ирана, напомнил эксперт.
Россия направит грузы по железной дороге из Азербайджана в Турцию и Иран>>
"Но это совместное предприятие не ограничивается каким-то одним направлением, оно призвано организовать потоки грузов и создать условия для осуществления работы по всему спектру железнодорожных перевозок России и Азербайджана", - заметил собеседник Sputnik Азербайджан, добавив, что по опыту деятельности этого предприятия был обозначен интерес в направлении Грузии и Турции.
По грузинскому направлению очень большие перспективы РЖД видит в поставках угля на экспорт через Поти. Таким образом, трехсторонние проекты увеличат перевозки угля на период до 2030 года, создадут дальнейшую инфраструктуру транзита в порты в Турции и до Европы, считает Караваев.
Но в целом интерес к Баку-Тбилиси-Карс состоит из нескольких фрагментов, уголь - лишь один из них. Второе же направление – до Турции – привязано к поставкам российского зерна. И важную роль в организации этих поставок также играет "Азрустранс", подчеркнул эксперт
Что касается строительства второго железнодорожного пути на участке Ахалкалаки (Грузия) – Карс, то здесь, по мнению собеседника Sputnik Азербайджан, все очевидно не только с точки зрения интересов России. По его словам, фрагменты железнодорожных коммуникаций в Турции требуют достаточно крупной и длительной модернизации. Баку-Тбилиси-Карс получается как бы недостроенным.
"Допустим, придут грузы в Карс, а дальше через территорию Турции и до Европы нужны терминалы и продолжение скоростного движения. Железнодорожные коммуникации в Турции развиты гораздо хуже, чем в России", - заметил он, добавив, что дорогу от Карса до Турции, скорее всего, будет строить Азербайджан, а возить по ней грузы станет "Азрустранс".
Но в любом случае, в перспективе азербайджанская сторона от всего этого получит свой доход. Хотя дивиденды будут не такими внушительными, поскольку тарифы в направлении Баку-Тбилиси-Карс установлены достаточно низкие. Это сделано специально для привлечения потока, которого пока нет, объяснил Караваев.
Такая экономическая политика с низкими тарифами как-раз и нужна для того, чтобы привлечь грузы. А так как грузы в основном сырьевые, то пойдут они именно с российской стороны, заключил эксперт.