В конце прошлого года вся мировая хоккейная общественность отмечала столетний юбилей отца советского хоккея, великого тренера Анатолия Владимировича Тарасова.
"Королевские гонки" в Баку: расходы все меньше, а доходы растут >>
Я с большим почтением отношусь к памяти этого великолепного хоккейного специалиста и педагога, который олицетворял собой целую эпоху. Эпоху создания и развития легендарной хоккейной "красной машины", конструктором, которой был именно Анатолий Владимирович. Но вместе с ним всегда была его непобедимая команда, которая приносила нам, болельщикам, несравненную радость своей неописуемо красивой игрой, подкрепленной громкими и постоянными победами.
В своих прошлых публикациях я постарался рассказать про таких величайших хоккеистов "красной машины", как Всеволод Бобров, Валерий Харламов, Александр Рагулин. В этом году идет подготовка к очередному чемпионату мира по хоккею, который пройдет в мае в Словакии. В преддверии этой встречи сильнейших мастеров шайбы современности хотелось бы вспомнить величайших хоккеистов прошлых лет, которые своей безупречной игрой установили безоговорочный авторитет советского хоккея в мире и заслужили для нашей хоккейной дружины почетное звание "красной машины".
В хоккее с шайбой очень важное значение имеет позиция вратаря. Недаром есть расхожее выражение, что голкипер - это половина хоккейной команды. В нашей сборной было немало выдающихся стражей ворот. Николай Пучков, Виктор Зингер, Александр Сидельников, Владимир Мышкин и другие блестяще защищали ворота сборной СССР и навсегда остались в нашей памяти.
Но все же… Есть два вратаря, которых можно с полным правом назвать величайшими из великих. Один из них - это, безусловно, легенда мирового хоккея Владислав Третьяк. Но до него был величайший хоккейный голкипер, одно участие которого в игре придавало уверенность всей дружине, который привнес очень многое во вратарское искусство и в течение многих лет был номер один не только советского, но и всего (на мой взгляд) мирового любительского хоккея. Когда он играл, мы не видели матчи профессионалов НХЛ, но после того как получили такую возможность, стало понятно, что Виктор Сергеевич Коноваленко был если не лучшим, то одним из лучших голкиперов не только любительского, но и всего мирового хоккея.
Он с большой теплотой относился к Славе Третьяку, опекал, и во многом благодаря вниманию Коноваленко Третьяк поднялся на вершины вратарского искусства.
Я был еще совсем мал, во время чемпионатов мира и Европы 1965, 66, 67 годов, но игры нашей сборной все же достаточно помню, а надежность Коноваленко буквально поражала не только нас, мальчишек, но и весь хоккейный мир. А вот Олимпиаду в Гренобле 1968 года помню почти во всех деталях. Это было поистине великолепное хоккейное противостояние, в котором советская дружина, управляемая тренерами Тарасовым и Чернышовым и ведомая капитаном сборной прославленным Борисом Майоровым, одержала заслуженную победу. Стражем ворот этой непобедимой сборной был Виктор Сергеевич Коноваленко.
Коноваленко родился в Горьком и всю жизнь вплоть до своей кончины жил в своем родном городе. Он очень любил свой город, свою команду "Торпедо" (Горький) и, несмотря на весьма заманчивые предложения от московских команд, не уехал в столицу. Тарасов зорко следил за молодыми талантами, и если где-то на окраине страны возникал способный парень, великий тренер приглашал его в ЦСКА.
Бывало, что его иногда опережали коллеги из "Спартака", "Динамо" и других столичных клубов. Не играть в ведущих клубах и попасть в сборную страны было крайне сложно. Так вот, представьте себе, какого уровня был вратарь Коноваленко, что несмотря на то, что всю карьеру провел в горьковском "Торпедо", он год за годом защищал ворота первой команды страны!
В сборную СССР Коноваленко был приглашен в 1961 году. Тогда на чемпионате мира наша команда пропустила вперед канадцев и чехословаков, а советским игрокам достались лишь серебро Европы и бронза мира. С тех пор сыгравший на турнире три встречи Коноваленко дал себе слово получать на международном уровне только золото. И, надо сказать, сдержал его. За долгую карьеру ему покорились две Олимпиады и восемь чемпионатов мира.
Забить Коноваленко было архисложно. Любой титулованный нападающий считал за честь забить этому вратарю. Манера его игры отличалась от Третьяка. Последний часто выкатывался из ворот, играл на выходах. Коноваленко редко покидал вратарскую площадку, но как он стоял! Создавалось полное впечатление, что слился с воротами и что его пробить невозможно Это действовало на соперников, и вполне понятно воодушевляло товарищей по команде.
В воротах Коноваленко творил чудеса. Были такие моменты, что шайба просто обязана была трепыхаться в сетке ворот, и трибуны затихали, не понимая, куда это шайба подевалась. А Коноваленко протягивал подъезжающим и также ничего не понимающим рефери руку, где в "ловушке" спокойно лежала укрощенная вратарем шайба. Таких моментов было много, очень много. Ведь величие вратаря в том, что он выручает команду в совершенно безвыходных ситуациях. И Виктор Сергеевич Коноваленко делал это по несколько раз в одной игре.
Он очень много привнес в технику вратарского искусства. Именно ему принадлежит прием отражения шайбы щитками. В момент броска Коноваленко разворачивал щиток на 45 градусов, и попавший в него снаряд отскакивал в угол площадки, где его уже стерегли защитники. Пока правила не потребовали этого, он не надевал вратарскую маску. А как он быстр был в воротах! Зрители даже не успевали видеть, куда летит шайба, а он в мгновение ока отражал летящий со страшной силой снаряд.
Многому от Коноваленко научились великие чехословацкие вратари Дзурилла и Холечек, которые были учителями Доминика Гашека, позже блистающего на хоккейных аренах Северной Америки и ставшего лучшим голкипером профессиональной лиги. Великие шведские вратари Холмквист и Хегюста, финские голкиперы Илонен и Валтонен не раз с восхищением говорили про феноменальную игру советского стража ворот.
Когда в сборной Коноваленко сменил его ученик Третьяк, многие, и в том числе я, беспокоились за позицию номер один советского хоккея. Не все гладко шло у Третьяка, но через некоторое время он полностью завоевал доверие болельщиков. Хотя я до сих пор считаю, что Коноваленко был более надежным, чем Третьяк. В поддержку своего мнения могу привести слова великого защитника сборной СССР Александра Рагулина: "Слава больше артист, но Витя все-таки надёжнее". У каждого свое субъективное восприятие, но одно отрицать нельзя: именно эти два голкипера, до сих пор являются примером для подражания всех хоккейных вратарей и одними из основных исполнителей прославленной "красной машины".
Как известно, во время советско-канадской серии 1972 года руководство сборной уже сменилось. В несколько обновленной сборной не нашлось места легендарному Коноваленко. Он поиграл в "Торпедо" еще год и в 1973 году повесил коньки на гвоздь.
Последние годы жизни Коноваленко работал директором автозаводского дворца спорта "Торпедо". Несмотря на ухудшение здоровья, великий вратарь продолжал работать и умер на своем рабочем месте - во время очередного совещания - в феврале 1996 года. Ему было всего 58 лет.
Cмартфоны научат завязывать хозяину кроссовки >>
Коноваленко уже нет с нами, но стоит мне смотреть хоккейный матч, я (уверен, что и многие болельщики со стажем) вспоминаю коренастого, невысокого человека, которого многие на Западе называли "Русский медведь", занимает место в воротах и который с первых минут матча преображается, становится ловким и гибким, как кошка и наводит трепет на форвардов соперника. Таков был на льду Виктор Сергеевич Коноваленко – величайший голкипер "красной машины"!