Фуад Ализаде, Sputnik Азербайджан
На прошедшей 22 января в Давосе сессии на тему "Развитие инициативы "Один пояс, один путь": взгляд Китая на триллион долларов" в рамках Всемирного экономического форума президент Ильхам Алиев отметил, что инвестиции, вложенные в транспортную инфраструктуру в рамках коридоров с Востока на Запад и с Севера на Юг, позволят Азербайджану стать одним из международных хабов. Представитель постоянного секретариата Международной правительственной комиссии (МПК) "Европа-Кавказ-Азия" TRACEСA в АР Акиф Мустафаев прокомментировал Sputnik Азербайджан процесс превращения Азербайджана в важный транспортный узел.
- В чем именно заключается значимость выступления азербайджанского лидера по вопросу развития транспортных коридоров?
- В Давосе участвуют главы государств и представители многих стран мира, несколько тысяч руководителей ведущих компаний, экспертов, представителей средств массовой информации, и, соответственно, Всемирный экономический форум представляет собой мировую витрину. На данном мероприятии выступающие указывают на достижения своего государства, а также имеют возможность ознакомиться с передовым опытом других государств или достижениями ведущих компаний.
В ходе своего выступления в Давосе президент Ильхам Алиев четко обозначил все приоритеты развития транспортного сектора, роль Азербайджана в развитии транспорта и логистики как в стране, так и регионе. Особое внимание президент обратил на проходящие через Азербайджан два международных транспортных коридора (МТК) - Восток-Запад и Север-Юг.
Но здесь необходимо несколько дифференцировать коридор Восток-Запад. Когда речь идет о нем, то надо различать два маршрута: традиционный коридор TRACEСA из Китая в Европу и созданный в прошлом году новый коридор Lapis Lazuli, пролегающий из Афганистана, Туркменистана в Азербайджан до Турции и далее в Европу.
МТК "Север-Юг" берет начало из скандинавских и прибалтийских стран, проходит через Россию, Азербайджан, Иран и Индию.
Эти коридоры были особо обозначены президентом Алиевым, четко описан процесс их развития.
Глава государства отметил проведенные в Азербайджане масштабные инфраструктурные работы, в том числе ввод в эксплуатацию железнодорожного маршрута Баку-Тбилиси-Карс, работы по строительству нового порта, потребовавшие миллиардных инвестиций. И в этом плане Азербайджан стал ведущей страной в регионе.
То, что было сказано президентом на форуме, разлетелось по всему миру. Детальная информация о проводимой в Азербайджане работе по развитию транспорта и логистики и так распространяется широко, и многие государства проявляют к ней большой интерес. Однако сейчас все это было продемонстрировано на мировой витрине, и о масштабах работы узнал весь мир.
Также в своих интервью ведущим СМИ России и Китая президенту Алиеву удалось донести принципиальное отношение руководства азербайджанского государства к транспортным коридорам, которые служат и сближению государств, и росту торгового оборота. Речь идет о расширении связей государств Европы и Азии как с Севера на Юг, так и с Востока на Запад.
- А насколько китайским грузоперевозчикам будет выгодно использовать Азербайджан для транзита своих грузов в Европу?
- В интервью китайскому телевидению президент Алиев затронул инициативу этой страны - "Один пояс, один путь", отметив, что имеется несколько вариантов прохождения грузов из Китая в направлении Европы.
Если расшифровать сказанное, то есть направление через Казахстан, Россию, Беларусь и далее в Европу. Через Азербайджан проходит так называемый "центральный коридор" - TRACEСA, также есть южный коридор - через Иран.
Каждый из указанных коридоров имеет свои преимущества. Но южный коридор, например, Китай – Казахстан-Туркменистан-Иран, не действующий, в свете примененных США в отношении ИРИ санкций.
Коридор Китай – Казахстан – Россия – Беларусь – Европа имеет большую протяженность в сравнении с нашим "центральным коридором", но по тарифам для грузоперевозчиков он более привлекателен.
По коридору через Россию тарифы на перевозку грузов на 30% ниже, чем у нас, и это связано с тем, что и Казахстан, и Россия, и Беларусь находятся в едином таможенном союзе.
Это, конечно, дает преимущества данному коридору, но и у TRACEСA свои плюсы. Это самый короткий, благополучный, климатически выгодный путь, так как на всем его протяжении перевозчики не сталкиваются с сильными сибирскими морозами. Более того, это наиболее безопасный коридор - за все время работы TRACEСA не было ни одного случая грабежа.
Конечно, пока еще продолжаются переговоры по тарифам - надо еще больше упростить таможенные пограничные процедуры, и речь идет не только об Азербайджане, но и обо всем пути TRACEСA – Казахстане, Грузии и Турции. И в этом направлении идет активная работа - во всех странах вводится принцип "единого окна", решается вопрос "зеленого коридора". Например, в Азербайджане предусматривается пропускать 30% грузов по "зеленому коридору".
- Как считаете, когда можно будет говорить о том, что TRACEСA вышла на запланированные рубежи?
- Для этого достаточно будет привлечь грузы из Китая в Европу на уровне 3-4%, и тогда объем контейнерных перевозок может достичь от 500 тысяч до одного миллиона в год в сравнении с нынешними 18-20 тысячами единиц.