БАКУ, 18 сен — Sputnik. Военная интервенция СССР и Британской империи на территории Ирана началась 25 августа 1941 года и продолжалась до 17 сентября. Иранская операция или, как ее еще называют, "Операция "Согласие" оценивается в отечественной и зарубежной историографии по-разному. Одни исследователи считают, что Советский союз и Британская империя оккупировали Иран, другие считают, что ввод войск был обоснованным.
О том, что произошло в Иране в те дни, насколько легитимны были действия союзников по антигитлеровской коалиции, насколько реален был фактор немецкой угрозы в Иране для СССР и Британской империи, а также о том, какие первоочередные цели преследовали Советский союз и Соединенное Королевство, вводя войска в Иран, в интервью Sputnik Persian рассказал востоковед, иранист, доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге Николай Кожанов.
Нефтяные амбиции, Трансиранский коридор и эпизод "Большой игры"
По его словам, ввод войск – это оккупация Ирана советскими и английским войсками или легитимный акт? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо пояснить, с какой целью СССР и Великобритания ввели свои войска в эту страну.
Эксперт считает, что и СССР, и Британская империя с самого начала Великой отечественной войны были заинтересованы в сотрудничестве для организации определенного давления, а потом и проведения военной операции в отношении Ирана.
Другой вопрос, что каждая из сторон преследовала свои цели. Перед СССР стояли две главные задачи: во-первых, наладить поставки военной помощи по ленд-лизу (Трансиранский маршрут, Persian Corridor — один из маршрутов доставки грузов из США и Великобритании в СССР во время Второй мировой войны), а, во-вторых, не допустить усиления влияния своего соперника в регионе – Британской империи, отмечает востоковед.
"Для СССР первостепенной была задача организовать пути поставок военной помощи от союзников. Об этом СССР и Великобритания начали вести переговоры практически с первых дней. Надо отдать должное советской дипломатии: Москва до последнего момента вплоть до середины августа пыталась убедить Иран разрешить пропускать военные грузы мирным путем", — сказал Кожанов.
Однако, отметил собеседник Sputnik, существуют и дополнительные причины, которые также мотивировали СССР ввести войска с англичанами в Иран. При этом он призвал обратить внимание на документы МИД СССР, где сообщалось, что англичане могут ввести свои войска в Иран в одностороннем порядке.
По его мнению, советское руководство не могло допустить того, чтобы Великобритания пошла на захват той страны, которую СССР относил к зоне своих национальных интересов. Поэтому для Советского союза было две причины: ленд-лиз и традиционное противостояние с Британией. Фактически, это был эпизод "Большой игры".
Что касается целей англичан, то они, по словам эксперта, были несколько иными. Первостепенную задачу для них играла защита нефтяных месторождений, а не помощь Советскому союзу.
Темпы продвижения вермахта в Советском союзе создавали у Лондона ощущение того, что СССР скоро падет, и Германия выйдет к границам Ирана, откуда недалеко до южных иранских месторождений, которые фактически были одним из главных источников нефти для всей Британской империи. Ввод войск (англичанами) преследовал цель не помощь Советскому союзу, объяснил востоковед.
Он также добавил, что налаживание поставок СССР англичане фактически отсрочивали до самого последнего момента и реально допустили их далеко не сразу, выжидая, чем кончится противостояние СССР и Германии в первые месяцы войны.
Более того, нефтяные амбиции и амбиции, связанные с распространением коммунистической идеологии, стали играть роль тогда, когда исход войны был либо очевиден, либо когда перевес был на стороне СССР, и уже тогда он мог позволить себе затеять игры, не связанные с вопросами собственного выживания, подчеркнул Кожанов.
"Говорить о том, что эти два момента были ключевыми для СССР на конец августа 1941 года, не приходится. Было физически не до этого", — пояснил собеседник Sputnik, добавив, что как показывают дальнейшие события, с 1943 года велась активная работа по созданию советских республик на территории иранского Азербайджана и Курдистана.
Когда стал очевиден перелом в войне в пользу СССР, в период после Сталинградской битвы, постепенно стала разыгрываться карта, связанная с видением советским руководством будущего региона, подчеркнул он.
Ввод советских и британский войск в Иран: законно ли?
Если у Советского союза было юридическое основание для ввода своих войск в Иран, а именно Советско-иранский договор о дружбе (Договор, заключённый между РСФСР и Ираном 26 февраля 1921 года), то у англичан такого основания не было, объясняет востоковед.
"Здесь необходимо определиться с тем, как мы подходим к рассмотрению анализа политических процессов. Если применяем моральные императивы, то действия как Великобритании, так и Советского союза фактически были шагами по захвату и оккупации соседней страны", — сказал он.
Если же подходить с холодной головой, более взвешенным подходом, то, по словам собеседника Sputnik, надо отдать должное, что у Советского союза имелись юридические основания для ввода войск. Существовал договор 1921 года, пятый и шестой пункты которого подразумевали, что СССР, в случае возникновения угрозы для его безопасности, исходящей с территории этой страны, может ввести свои войска.
При этом эксперт считает, что хотя повод для ввода войск у СССР – деятельность гитлеровской агентуры с территории Ирана – существовал, все же повод этот был скорее формальным и надуманным.
По его мнению, если поднять документы советского МИДа, о немецкой угрозе говорили меньше, нежели о потенциальной угрозе, которая могла исходить от англичан или от всевозможных националистических групп, как, например, азербайджанских или армянских, которые находились на территории этой страны и воспринимались Советским союзом как контрреволюционное движение.
Эксперт также отметил, что если брать в пример ситуацию в других частях региона, то немецкая агентура была очень активна в Афганистане. Кожанов указал, что войска туда не вводились, а была проведена очень успешная и эффективная операция советских спецслужб – "Мародеры", которая позволила нейтрализовать немецкую агентурную сеть не только в Афганистане, но и даже на территории Британской Индии.
"В Иран же потребовалось ввести три советских армии и британские экспедиционные корпуса. Причина была надуманной, а обоснование у Советского союза имелось. Такого обоснования не было у тех же англичан", — заметил он.
Востоковед считает, что фактор немецкой угрозы интересам СССР в Иране был раздут. По его словам, если посмотреть на активность немецкой агентуры в Иране, то она была не так высока. Количество немецких сотрудников спецслужб было высоким, но, судя по всему, им был дан приказ не высовываться, пока вермахт не подойдет ближе к границам Ирана.
"Во многом фактор немецкой угрозы действительно присутствовал, но он был раздут. Глобальной угрозы интересам СССР он не наносил", — считает эксперт.
Кроме того, по его словам, вплоть до 1991 года некоторые советские историки и пропагандисты зачастую не могли определиться с тем, что из себя представляла эта немецкая угроза.
Кто-то, по словам собеседника Sputnik, говорил, что в "час X" немецкая агентура должна была поднять восстание и свергнуть Реза-шаха и создать некое националистическое правительство, которое запросило бы помощи у Германии. Другие говорили, что Реза-шах должен был перейти на сторону немцев.
И та, и другая версия, если рассматривать их скрупулезно, не выглядят состоятельными. Во-первых, режим шаха был достаточно силен, в том числе полицейские функции контроля. К 41-му году инакомыслящих уничтожали за какое-то разногласие с Реза-шахом, не говоря уже о том, что очень трудно представить заговор по его свержению, подчеркнул он.
В то время как у СССР было юридическое основание для ввода войск, у англичан подобного обоснования не было. Однако серьезная обеспокоенность активностью германских граждан, действующих с территории Ирана, побудила Британскую империю начать подготовку к вводу войск и фактической оккупации, сказал востоковед.
По его словам, их обеспокоенность была оправдана, поскольку за несколько месяцев до этого в Герате было антибританское выступление, которое во многом было инспирировано кругами, связанными с Германией.
"С их стороны это была фактически оккупация. У них не имелось никакого подобного договора. Войска вводились на том основании, что они были обеспокоены действиями немецкой агентуры", — отметил он.
Востоковед отметил, что предпринимались попытки создания советских республик в иранском Азербайджане и Курдистане, которые тщательно скрывались. Судьба людей, проживающих в этих провинциях, была трагичной, как и судьба иранских территорий.
Постепенно, по его словам, стала разыгрываться карта, связанная с видением советским руководством будущего региона. Приходится признавать, что действия Москвы были некрасивыми.
"В 2006-2008 годах, когда я был в Тегеране, мне довелось встречать людей из числа иранских азербайджанцев, которых в 1944 году вывозили на территорию советского Азербайджана и готовили как офицеров будущей армии независимого Азербайджана", — сказал он, добавив, что в конечном счете, судьба двух республик — Азербайджанской и Мехабадской — была трагичной, хотя СССР задержался на территории Ирана, чтобы дать возможность окрепнуть этим республикам.
Трагичной, по словам собеседника Sputnik, была и судьба людей из числа тех же азербайджанцев, которых вывозили в СССР.
"По словам тех людей, кого я встречал, они были осуждены и отправлены на 10 лет в лагеря: под надуманным предлогом – пересечение границы без паспорта", — сказал Кожанов, добавив, что эти люди были выпущены уже только после смерти Сталина.
Следы попыток создания республик активно скрывались, но эти попытки были, заключил востоковед.