Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС
Некоторые эксперты, комментирующие ситуацию в сирийском Африне, полагают, что сегодня никто не может знать наверняка, что будет в регионе завтра. Слишком быстро меняется ситуация в пространстве конфликта; меняются и сами его участники. Действительно, сегодня мы являемся свидетелями начала очередного раунда эскалации противостояния самых разных сил на севере Сирии – при том, что расстановка противоборствующих сил в этой стране отличается от той, что была здесь еще несколько месяцев назад.
Когда на небольшом клочке пустыни разыгрываются конфликты и военные сражения между десятком самых разных армий, причем разыгрываются всякий раз в новой конфигурации, прогнозировать развитие ситуации сложно. Но возможно. Для этого нужно понимать стратегические интересы каждой из сторон.
Американские военные действуют на севере Сирии в связке с курдскими формированиями и так называемой "умеренной" сирийской оппозицией, под которыми понимаются в основном различные террористические и бандитские группировки. Мотивом американских военных является обеспечение влияния Вашингтона и крупнейших ТНК в регионе, для чего и создается "управляемый хаос". Янки без разницы, с кем здесь водить хороводы, а кого уничтожать: их логика – в элементарном подсчете барышей. А потому и курды, и сирийские бандиты, и террористы для Пентагона всего-навсего – расходный материал.
Армянский иранист Восканян не знает, где Южный Азербайджан >>
Россия предпочитает фул-контакт с сирийской армией, а также координацию своих действий с иранскими и турецкими военными. Российские ВКС — самая ответственная сила в регионе, которая за все время своего присутствия в Сирии ни разу не изменила своего отношения к союзникам и противникам: и то, и другое – константа. В частности, российское руководство никогда не рассматривало Турцию как стратегического противника, терпеливо объясняя лидерам последней (даже тогда, когда над территорией этой страны был сбит российский СУ-24), что место этого государства – в одном альянсе с Россией и Ираном, а не с США и НАТО.
Турция, постепенно выстраивая рабочие отношения с Ираном и Россией как своими стратегическими партнерами, главного своего тактического союзника в Сирии видит пока что еще не в Асаде, а в отрядах Свободной сирийской армии (ССА). Как бы там ни было, в последние месяцы турецкое руководство, похоже, начало понимать, что США никогда не были другом Турции. Напротив, все беды Анкары всегда были обусловлены двуликой политикой Госдепа, в принципе не настроенного на подлинное партнерство с кем-либо из азиатов.
До поражения террористов в Алеппо и Мосуле США и не помышляли о "союзе" с курдами, надеясь на то, что им удастся вернуть под свой контроль турецкое руководство. Но, не сумев удержать в узде Эрдогана, Вашингтон закономерно сделал ставку на врагов турецкого руководства — курдские вооруженные формирования.
Турецкие танки в Африне: наземная операция началась >>
Сегодня война за Сирию вступает в новую фазу, когда каждый из ключевых игроков определился со своей долгосрочной стратегией. Каждый, но не курды.
Лидеры таких курдских формирований, как запрещенные в Турции партия "Демократический союз" (PYD) и отряды курдской самообороны (YPG) (PYD и YPG — оба сирийских крыла считающейся террористической в Турции "Рабочей партии Курдистана" – ред.) сделали ставку на США – и это их серьезная ошибка, грозящая обернуться трагедией для курдского народа.
Во-первых, США готовы воевать в регионе до последнего курда: то есть руками курдов, но исключительно в своих интересах.
Во-вторых, тесное сотрудничество PYD с американскими военными ведет (если уже не привело) к разрыву дружественных отношений сирийских курдов с российскими военными. (Сегодня отдельные представители этой группировки обвиняют РФ в предательстве, хотя о каком предательстве Россией курдов идет речь, если PYD поставила РФ перед фактом укрепления своего сотрудничества с США? Россия с добровольными помощниками американских гауляйтеров дружить не может по определению).
В-третьих, курды не на шутку разозлили Эрдогана и своими играми с янки дали Турции дополнительные основания для зачистки севера Сирии от их формирований.
В воскресенье турецкие военные начали военную операцию "Оливковая ветвь" в районе Африна. В среду они отчитались перед Эрдоганом об уничтожении в ходе штурма Африна 260 участников курдских формирований. И теперь Анкара планирует проведение операции в Манбидже.
Большинство намеченных целей поражены — Генштаб Турции >>
Выступив как активная и успешная сила, показав наличие собственной стратегии и наличие воли, Турция буквально в считанные часы заставила считаться со своей позицией всех участников ближневосточных событий. Так что на Конгрессе по будущему Сирии, который состоится в Сочи 29-30 января сего года, Турция может стать одним из самых влиятельных его участников, в связи с чем представители курдских отрядов самообороны и партии "Демократический союз" как потенциальные участники сочинского конгресса могут утратить свой переговорный статус.
Более того, в случае успеха под Манбиджем Турция наверняка двинет своих военных еще дальше на восток и юго-восток, в сторону Евфрата и Ракки. Ну а после взятия под контроль северных провинций Сирии Анкара сможет поставить свои условия и Дамаску.
Cегодня некоторые эксперты утверждают, что в Африне Турция сделала первый шаг к примирению с Асадом, а взятие ею Манбиджа может окончательно примирить Анкару и Дамаск. Однако же подобное утверждение лично я рассматриваю скорее как уловку – как попытку турецкой стороны подтолкнуть Дамаск к признанию факта захвата Турцией северных территорий Сирии. Все-таки турецкие политики и военные довольно долго учились у своих теперь уже бывших патронов из Пентагона и Госдепа искусству "разделять и властвовать".
Захват халифа ИГ — инфовброс: Аль-Багдади, скорее всего, не у американцев >>
В любом случае резкое усиление Турции стало возможным из-за грубой ошибки сирийских курдов. Командиры курдских вооруженных формирований фактически подарили Эрдогану стратегию, которой у него до сих пор не было. Турция вновь обрела привычную для себя и ясную роль – главного регионального разводящего.
Вопрос: неужели за десятилетия военного присутствия США в регионе, за многие и многие годы войны всех против всех на Ближнем Востоке по вине Вашингтона и его союзников курды так и не поняли, что союзничество с Госдепом и Пентагоном – это проклятье для любого государства региона? Неужели не ясно, что любой, кто начинает доверять американским военным и политикам, обречен на втягивание в междоусобные войны, а то и на скорое уничтожение?
Ни одна из военных группировок в регионе до сих пор не получила политических выгод от сотрудничества с США. Это сотрудничество выгодно лишь тем и тогда, кому и когда есть что поставлять на мировые рынки при посредничестве американских компаний: Саудовской Аравии, Катару, Азербайджану, Кувейту и прочим – нефть, Афганистану – опиум, Израилю — оружие и прочее.
Турция, похоже, готова к тому, чтобы торговать политическим влиянием в регионе. А вот чем собираются торговать курды, своим братанием с американскими военными фактически подписав себе приговор?