Иннокентий Адясов, политэксперт – для Sputnik
Как ожидается, уже в первом полугодии в Астане может быть подписана конвенция о статусе Каспия – представители "каспийской пятерки" договорились по всем ключевым положениям. Текст документа фактически готов.
Если это, наконец, случится, то не только уйдет в историю долгий переговорный процесс о разделе этого озера-моря – долгожданная конвенция будет самым непосредственным образом влиять на жизнь во всей Евразии.
Еще действуют советские договоры
На данный момент статус Каспия регулируется документами, подписанными еще в советский период – в 1921 и 1940 годах.
Договор 1940 закрепляют следующие основные положения правового статуса Каспийского моря: 1) полное и исключительное право прибрежных государств на использование водного пространства и всех ресурсов как общего достояния; 2) исключение, кроме некоторых случаев, участия не прибрежных государств в использовании водного пространства и ресурсов Каспийского моря.
Впервые вопрос о секторальном водоразделе Каспия был инициирован в 1970 году Советским Союзом. Согласно этому делению, Каспийское море было разделено по принципу серединной линии на национальные секторы между четырьмя прикаспийскими союзными республиками – Российский, Казахстанский, Азербайджанский, Туркменский, а также Иранский, который определялся границей СССР на суше.
То есть уже тогда союзные республики получили права на свой сектор Каспия в рамках договора между СССР и Ираном.
Распад СССР и образование независимых стран поставил вопрос о необходимости выработки новых документов по статусу Каспия, тем более на его шельфе были обнаружены значительные запасы углеводородов.
Новые независимые государства начали активно формировать свои позиции относительно правового статуса моря-озера. И если бы позиции формировались без учета интересов соседей, в будущем это неизбежно привело бы к долгосрочным конфликтам.
Неурегулированный статус Каспия привлек пристальное международное внимание к вопросу использования ресурсов региона, причем не только самих прикаспийских стран, но и США, Турции, государств Евросоюза.
Официально переговоры о статусе Каспийского моря начались в 1996 году, когда была создана Специальная рабочая группа (СРГ) на уровне заместителей министров иностранных дел "каспийской пятерки". За 21 год переговоров было проведено более 40 встреч СРГ, пять встреч министров иностранных дел, а также четыре саммита на уровне глав государств.
Каспий – озеро или море?
Советско-иранские договоры не давали четкого ответа на этот вопрос.
Если Каспий – "море" в юридических терминах, была бы применима Конвенция ООН о Морском праве (UNCLOS) 1982 года.
Если Каспий – "озеро" в юридических терминах, то применялось бы обычное международное право относительно границы озер.
Необходимо было учесть все исторические, геофизические и юридические особенности.
Если бы Каспийское море было классифицировано как "море", то, согласно условиям Конвенции ООН о Морском праве, был бы применен следующий режим. У каждого прибрежного государства было бы "территориальное море" с широтой не больше двенадцати миль, исключительная экономическая зона не больше 200 миль и континентальный шельф. И государства, не имеющие выхода к этому морю, могли требовать права на доступ к экстерриториальным водам в соответствии со статьями 69 и 124-132 Конвенции о Морском праве.
Стороны достаточно быстро согласились, что, принимая во внимание особенности Каспия, можно сказать, что это – уникальное озеро, т.е. озеро со специальным международным правовым статусом и режимом без доступа к другому водохранилищу (морю или океану).
То есть к Каспию должен применяться международный принцип раздела озер. Практика разграничения озер между прибрежными государствами обычно подразумевает исключительный суверенитет по биологическим и природным ресурсам и водной поверхности в ее национальном секторе.
Самые популярные принципы для определения границ международных озер – прибрежная линия и срединная линия (медиана). Этот принцип и лег в основу подготовленной конвенции по Каспию.
Особая позиция Ирана
По советско-иранским соглашениям за Тегераном закреплялось всего 13% площади Каспия, что категорически не устраивало иранские власти.
Позиция Тегерана была следующая: либо поделить шельф на пять одинаковых по площади участков, чтобы каждой из пяти стран досталось по 20% территории, либо вообще ничего не делить и совместно использовать всю акваторию. В прошлом году замминистра иностранных дел Ирана Ибрагим Рахимпур еще раз заявил, что его страна не согласится на 13% сектора Каспия.
Но ухудшение ситуации вокруг Ирана подтолкнуло Тегеран к компромиссу: по имеющейся информации можно сделать вывод, что серединная модифицированная линия в качестве базового принципа для размежевания на Каспии будет признана и Ираном.
Туркменистан (у него были споры с Баку о принадлежности ряда месторождений на Каспии, включая месторождение Кяпаз (Сердар)) признает договоренности России, Азербайджана и Казахстана по разделу северной части моря и приступает к двух- и трехсторонним переговорам по разделу южной части моря.
Эти страны и должны договориться с Ираном о национальных секторах Каспия.
То есть по сути вопрос раздела южного сектора Каспия выделен в отдельную проблему.
Решит ли подписание конвенции все вопросы такого уникального водоема, как Каспий?
Конечно, нет. Отдельных соглашений требуют вопросы защиты экологии Каспия и возможности строительства трубопроводов через его акваторию.
Но подписание конвенции по Каспию может стать огромным прорывом в мирном решении спорных международных вопросов и самым благоприятном образом скажется на ситуации в прикаспийском регионе и в целом в Евразии.