БАКУ, 13 мар — Sputnik. Наряду с развитием двусторонних торгово-экономических отношений, Азербайджан и Казахстан также предпринимают шаги для создания совместной экономической реальности путем поддержки инфраструктурных проектов в двух странах. Для этой цели Баку и Астана в прошлом году создали совместный инвестиционный фонд с первоначальным капиталом в $300 млн.
И первым проектом, получившим инвестиции от фонда, как сообщил на этой неделе заместитель премьер-министра – министр иностранных дел Казахстана Мурат Нуртлеу, станет строительство интермодального терминала в Бакинском международном морском порту. Данное заявление Нуртлеу сделал после переговоров с главой МИД Азербайджана Джейхуном Байрамовым.
Ожидается, что совместный инвестиционный фонд Азербайджана и Казахстана, помимо финансирования проектов в двух странах, также обеспечит кредитование приоритетных проектов в различных секторах экономики государств Центральной Азии, в Болгарии, Венгрии, Румынии и Турции.
Интермодальный терминал для развития Среднего коридора
Для строительства интермодального терминала в Бакинском порту Азербайджан, Казахстан и Китай в ноябре прошлого года создали совместное предприятие.
Планируется, что на начальном этапе через интермодальный терминал ежегодно будет перевозиться 330-350 тыс. контейнеров в эквиваленте TEU. Важно отметить, что в отличие от контейнерного терминала, где происходит прием и выдача контейнеров, интермодальный терминал предполагает и складскую функцию. На подобном терминале действует складская площадка, которая оборудована для приема и хранения грузов в рамках интермодальных перевозок, когда доставка товара осуществляется разными компаниями или транспортом.
Данная функция интермодального терминала, как ожидается, позволит увеличить мощности приема и отправки грузов и внесет заметный вклад в развитие транзитного потенциала и привлечение грузов в Транскаспийский транспортный маршрут (Средний коридор/ТМТМ).
Стоит отметить, что развитие Транскаспийского коридора является одним из приоритетных сфер сотрудничества Астаны и Баку – стороны реализуют ряд инфраструктурных проектов в этом направлении, а также проводят работы по цифровизации проекта и привлечению в него новых участников.
Совместный экспорт аграрной продукции
По итогам переговоров с главой МИД Азербайджана Нуртлеу также указал на такую важную сферу сотрудничества, как поставки сельскохозяйственной продукции. По его словам, Казахстан готов экспортировать зерно в Азербайджан, и для достижения этой цели перспективной является возможность расширения Бакинского зернового терминала.
Кроме того, добавил Нуртлеу, Астана готова увеличить поставки на азербайджанский рынок масличных культур, риса и ячменя.
Стоит отметить, что в вопросе поставок сельхозпродукции Азербайджан и Казахстан могли бы наладить и совместный экспорт.
Азербайджан, который обладает внушительными объемами хранения и переработки зерна, мог бы импортировать зерно из Казахстана сверх своего внутреннего спроса по достаточно приемлемой цене, так как сейчас стоимость зерна на мировом рынке находится на низком уровне.
Объемы действующих в Азербайджане элеваторов и хранилищ достигают более 720 тыс. тонн. Кроме того, в 2006 году в Азербайджане было создано совместное с Казахстаном предприятие ООО "Бакинский зерновой терминал" пропускной способностью 1,5 тыс. тонн в сутки.
Этот терминал имеет пять силосов для временного хранения зерна общим объемом 15 тыс. тонн, а мощность его транспортных коммуникаций по перевалке составляет 250-300 тонн в час, что позволяет принимать с морских судов и отгружать в железнодорожные вагоны до 2 тыс. тонн зерна в сутки.
Кроме того, в состав терминала входит мельничный комплекс производительностью 150 тонн в сутки, способный переработать до 50 тыс. тонн зерна в год, что позволяет стране экспортировать уже готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Также в 2021 году на границе с Ираном, в Астаре, был создан зерновой терминал Astara grain terminal пропускной способностью 500 тыс. тонн в год.