Эксклюзивы

Укомплектованность школ – палка о двух концах: как бы не ударить по образованию сильнее

Занятия в одной из школ в Баку, фото
Анализ обращений показывает, отмечается в докладе омбудсмена Азербайджана, что из-за нехватки учителей или учеников в некоторых средних общеобразовательных учреждениях в регионах классы объединяют, что снижает качество образования.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 7 мар - Sputnik. В Азербайджане на повестке дня вновь вопрос укомплектованности школ. В докладе уполномоченного по правам человека (омбудсмена) Азербайджана за 2024 год отмечено, что объединение классов снижает качество образования. В докладе также отмечено, что существуют определенные пробелы и недостатки в различных сферах системы образования.
Анализ обращений показывает, отметила омбудсмен, что из-за нехватки учителей или учеников в некоторых средних общеобразовательных учреждениях в регионах классы объединяют. Кроме того, в отдаленных сельских школах при объединении классов учебный час делят пополам, и в результате один учитель проводит уроки отдельно для каждой "половинки". Поскольку уровень образования, скорость обучения и когнитивные способности учащихся разных возрастных групп различаются, такая ситуация затрудняет получение учащимися эффективного образования. Это не только снижает его качество, но и приводит к сокращению учебных часов у учителей.
"Поэтому, чтобы обеспечить получение учащимися знаний и навыков, соответствующих государственным образовательным стандартам, считается целесообразным пересмотреть "Нормы плотности учащихся в классах в государственных общеобразовательных учебных заведениях", - говорится в докладе.
Эксперт по вопросам образования Кямран Асадов сказал Sputnik Азербайджан, что изменения в вопросе укомплектованности школ могут привести к ряду проблем в системе образования и неслучайно против этого выступила омбудсмен Сабина Алиева.
Эксперт по образованию Кямран Асадов
Эксперт по образованию Кямран Асадов
"Хотя основной целью этой реформы является более эффективное управление образовательными ресурсами, оптимизация количества учителей и учащихся, в процессе ее реализации могут возникнуть серьезные риски и проблемы", - считает Асадов.
По его словам, этот процесс усилит образовательное неравенство среди учащихся. В частности, разрыв между сельскими и городскими школами может углубиться. Если объединить несколько малочисленных школ, то качество образования в селах сильно снизится. Это может привести к закрытию там учебных заведений с небольшим числом учеников, которые будут вынуждены ходить в отдаленные школы, что снизит доступность дошкольного и начального образования, считает эксперт.

Объединение школ ставит под угрозу и рабочие места учителей

"С закрытием школ и присоединением к другим малочисленных учебных заведений рабочие места учителей также могут сократиться. Это может привести к тому, что пожилые, но опытные педагоги будут не востребованы на рынке труда. Такая ситуация может негативно сказаться на качестве образования", - считает Асадов.
Эксперт также отметил, что другой серьезной проблемой является увеличение плотности учащихся в классах.
"Объединение школ означает закрытие некоторые из них, и, соответственно, их ученики будут перераспределены в другие школы. Это приведет к увеличению плотности учащихся в классах. Однако одним из основных принципов качественного образования является оптимальное число учеников в классе. Если их число превышает норму, индивидуальный подход к каждому будет попросту невозможен, и качество уроков снизится", - сказал Асадов.
Кроме того, объединение школ может вызвать инфраструктурные проблемы, в том числе транспортные. Например, дети, живущие в отдаленных селах, будут вынуждены ходить в школу, в которую их перевели, ежедневно преодолевая по 10-15 км до нее и обратно.
Все эти моменты, считает эксперт, могут привести к серьезным проблемам в системе образования и даже к тому, что некоторые дети вообще откажутся ходить в школу.
Решение проблемы укомплектованности школ также может обернуться сложностями с образовательными программами. Например, в одной школе есть углубленное изучение какого-то предмета, а другое учебное заведение не готово к такой программе, что тоже скажется на качестве образования части учащихся, уверен Асадов.
Эксперт отмечает, что, судя по мировому опыту, оптимизация школ может быть успешной только при определенных условиях.
"Например, в Финляндии и Германии в ходе таких реформ были приняты серьезные меры, обеспечившие комфортную перевозку детей школьным автобусом, адаптацию новых учебных планов и защиту рабочих мест учителей. Однако подробностей по данным вопросам в Азербайджане до сих пор нет. Если этот процесс будет осуществляться в спешке и наобум, система образования может серьезно пострадать", - уверен Асадов.
По его мнению, если важна укомплектованность школ, этот процесс должен осуществляться без спешки и с учетом всех рисков. В противном случае вместо того, чтобы повысить качество образования, эта реформа может ухудшить его еще больше.
Напомним, депутат от Лерика Васиф Гафаров на совместном заседании парламентских комитетов в ходе обсуждения бюджета на 2025 год заявил, что, несмотря на закрытие в Лерике восьми общеобразовательных школ, вопрос перевозки учащихся в другие школы до сих пор так и не решен.
По его словам, в районе планируется закрыть и укомплектовать еще десять школ.
"Лерик - это горный район. Там есть такие административно-территориальные округа, в которых начальные школы имеются только в 5-6 селах из десяти, а средние - только в трех из десяти, но нет ни одной полной средней школы. Ученик, окончивший девятый класс, вынужден каждый день ходить в школу в другое село, расположенное на расстоянии 10-15 км, или же переехать туда с семьей. Для решения этой проблемы прошу преобразовать хотя бы одну из школ района в полную среднюю школу ", - сказал Гафаров.
Напомним, министр науки и образования Эмин Амруллаев сообщил, что учащиеся из закрытых школ в отдаленных селах будут обеспечены транспортом для продолжения обучения в ближайших школах.
Эксклюзивы
Образовательные карты на подходе: какие скидки и льготы получат учителя в Азербайджане?