БАКУ, 21 фев — Sputnik. Грузоперевозки через территорию Азербайджана с начала года увеличились, продолжая тенденцию прошлого года. Так, по данным Госкомстата, в январе в республике железнодорожным транспортом было перевезено 1,5 млн тонн грузов, что на 9,6% больше, чем годом ранее.
В прошлом месяце в среднем за сутки загружались 436 вагонов, разгружался - 421. За сутки в северном направлении железной дороги было выполнено 19,3 тыс. тонн, западном – 3,2 тыс. тонн, южном – 0,7 тыс. тонн погрузочно-разгрузочных работ, говорится в информации Госкомстата.
Стоит отметить, что резко выросли грузоперевозки морским транспортом – в январе 2025 года объем грузов, перевезенных морем, составил 824,1 тыс. тонн, что в годовом сравнении больше на 31,2%. При этом 43,5% товаров, перевезенных морским транспортом, составили нефтяные грузы, а более 77% перевезенных грузов пришлись на транзитные.
Кроме того, в январе грузоперевозки воздушным транспортом выросли на 7,7%, до 33,7 тыс. тонн.
Транспортные коридоры обеспечивают транзит через Азербайджан
В прошлом году по транспортным коридорам, проходящим через территорию Азербайджана, было перевезено более 33 млн тонн грузов, что на 1,4% больше в годовом сравнении. При этом более 15 млн тонн, или 46% было перевезено железнодорожным транспортом, свыше 10 млн тонн, или 30% – автомобильным, почти 8 млн тонн, или 23,7% – морским транспортом.
По итогам прошлого года 56,6%, или почти 19 млн тонн грузов, перевезенных по транспортным коридорам через территорию Азербайджана, составили транзитные грузы.
На транспортный коридор "Восток-Запад" пришлось 16,9 млн тонн грузов, на "Европа-Кавказ-Азия" (ТРАСЕКА) – 8,3 млн тонн, МТК "Север-Юг" - 9,8 млн тонн, на направления север-запад – 5,9 млн тонн, юг-запад – 394 тыс. тонн.
Нефтеперевозки и зерно
Доктор философии по экономике, директор отдела дополнительного образования Центра дистанционного, заочного и дополнительного образования Азербайджанского экономического университета Эмин Гарибли отметил, что через территорию республики в первую очередь увеличиваются перевозки нефти.
Напомним, в 2024 году из порта Актау в Азербайджан для закачки в систему Баку-Тбилиси-Джейхан было отправлено более 1,5 млн тонн казахстанской нефти. В 2023-м этот показатель составил чуть более 1 млн тонн.
Вместе с тем рост грузоперевозок через Азербайджан может быть простимулирован также наращиванием транзита казахстанского зерна на мировой рынок. Так, власти Казахстана заявляют о том, что рассматривают маршрут через Каспийское море и Азербайджан как альтернативный для экспорта зерна.
По словам Гарибли, в целом, грузы из Китая и центральноазиатских стран все чаще перевозятся по территории Азербайджана, и отрадно, что только за январь по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года перевозки грузов выросли на почти 30%.
"Это все указывает на то, что Азербайджан уже превращается в хаб. Стоит отметить, что в стране созданы все необходимые условия для обеспечения трансмодальных международных перевозок", - сказал экономист Sputnik Азербайджан.
При этом, добавил Гарибли, Азербайджан развивает грузоперевозки всеми видами транспорта: развивая железнодорожную инфраструктуру, страна также расширяет мощности Бакинского международного морского порта и наращивает строительство судов.
"Уверен, что грузоперевозки через Азербайджан будут расти и дальше и мы увидим более высокие показатели. И хотя международные грузоперевозки сокращаются, транзит через нашу страну растет", - сказал Гарибли.
Грузоперевозки по МТК "Север-Юг" заметно вырастут
По словам эксперта, ожидается рост транзита по МТК "Север-Юг", именно по его западной ветке, которая проходит через территорию Азербайджана, так как ключевые участники данного коридора на этой неделе провели III Экономический форум прикаспийских стран в Тегеране. На мероприятии был принят ряд важных решений, в частности, была объявлена дата подписания исполнительного контракта по строительству недостающего участка Решт-Астара.
"Все это приведет к тому, что Азербайджан станет хабом, что обеспечит экономическую устойчивость не только нашей страны, но и региона в целом, а также приведет к экономическому кооперированию", - сказал Гарибли.
Напомним, ранее на этой неделе глава Минтранса РФ Роман Старовойт в ходе визита в Иран заявил, что Москва и Тегеран заключили соглашение, позволяющее приступить к изыскательским работам по проекту строительства участка железной дороги Решт-Астара в рамках МТК "Север-Юг" в течение одного-двух месяцев.
"Мы сегодня подписали дополнительное соглашение к исполнительному контракту, который позволяет нам выйти на начало изысканий уже сейчас. И мы думаем, что в ближайшие месяц-два эта работа уже начнется", - сказал он в Тегеране, напомнив, что сам исполнительный контракт планируется подписать до марта.