Баку нужны трамваи: как будет реализован этот проект?
Если раньше внимание было сфокусировано на строительстве автомобильных дорог, то сейчас основная цель - развитие более вместительного вида транспорта, считает эксперт.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенБАКУ, 22 янв — Sputnik. Прежде чем утвердить, где в Баку будут проложены трамвайные пути, их смоделировали на цифровом двойнике столицы.
Об этом на пресс-конференции в Мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан заявил известный эксперт в сфере транспорта Рауф Агамирзоев.
Он отметил, что данные, собранные в цифровом двойнике по Бакинской и Абшеронской региональным агломерациям, позволяют определить, какой вид транспорта целесообразнее развивать в том или ином направлении. При этом учитываются транспортные и пассажирские потоки, существующая инфраструктура и другие факторы.
По словам Агамирзоева, в целом планирование новых инфраструктурных проектов и оптимизация регулярных маршрутов осуществляется на основе цифрового двойника.
Следует отметить, что правительство Азербайджана определило районы Баку, где будут эффективны трамваи. Заместитель министра цифрового развития и транспорта Рахман Гумматов на брифинге, посвященном работе, проделанной в транспортной сфере в 2024 году, отметил, что, поскольку трамвай предназначен для массовых пассажироперевозок, для его использования сначала необходимо выяснить наличие подходящих мест в городе, где могут проходить трамвайные пути и возможно установить остановки.
Замминистра отметил, что вопрос строительства трамвайных линий в столице был проанализирован с точки зрения их эффективности по разным направлениям. Эффективным может быть запуск трамвая от поселка Мехдиабад в сторону проспекта Азадлыг, а далее через Бинагади до станции метро "28 Мая".
"Кроме того, также можно рассмотреть вариант трамвайной линии в направлении Seа Breeze, где создаются новые жилые районы", - добавил замминистра.
В Баку уже реализован ряд проектов с целью устранения пробок
Рауф Агамирзоев напомнил, что в Баку и на Абшероне уже реализован ряд проектов с целью устранения транспортных заторов: это строительство автобусных и велосипедных полос, создание пунктов проката велосипедов, электросамокатов и другие меры.
По его словам, в ближайшее время начнется строительство трамвайных линий – еще одного проекта, связанного с увеличением количества видов общественного транспорта. Эксперт сказал, что один из наиболее эффективных способов устранения транспортных заторов – это увеличение количества видов общественного транспорта и создание условий для их движения.
"Иногда пассажиры выражают недовольство и недоумение тем, почему в каком-то направлении создали автобусную полосу, а не построили ветку метро. Такие вопросы моделируются посредством цифрового двойника Баку, который является аналитическим инструментом для выбора проектов дорожной инфраструктуры", - сказал Агамирзоев.
По его словам, после строительства полос для скутеров, велосипедов и автобусов на повестку дня встал вопрос развития рельсового транспорта. В городе есть районы, где проходят железнодорожные пути, и там куда эффективнее развивать наземные виды общественного транспорта, в том числе рельсовый, а не тратить средства на прокладку подземных линий метро.
Эксперт отметил, что одним лишь строительством трамвайных линий не обойтись, нужно еще грамотно "вписать" их в существующую инфраструктуру общественного транспорта.
Рельсовый транспорт - это "позвоночник" города
"Рельсовый транспорт - это "позвоночник" города, он может взять на себя основную нагрузку. Но при этом важно обеспечить возможность пассажирам, приезжающим с окраин города на трамвае, добираться до нужного им адреса и в центре города. Поэтому сегодня в центральных частях города обеспечивается микромобильность", - отметил специалист.
Согласно "Концептуальной схеме развития линий Бакинского метрополитена", напомнил эксперт, первоначально планировалось построить желтую ветку метро. Однако позднее вместо строительства этой ветки, протяженность которой должна была составить 14,7 км (она должна была начинаться в Бинагадинском районе и идти до поселка Баил Сабаильского района), посчитали более целесообразным проложить от поселка Бинагади трамвайную линию.
"Я думаю, что трамвайная линия, проложенная в этом направлении, сможет заменить собой желтую ветку метро. Также с помощью трамвайных линий можно будет связать с городом поселки Бинагади и Мехдиабад", - сказал Агамирзоев.
Гость редакции отметил, что другой подход в этом вопросе связан с землей, которая является в городе самым дорогим ресурсом.
По его словам, при разработке проектов дорожной инфраструктуры, в частности трамвайных линий, необходимо более эффективно использовать землю. Эксперт полагает, что, скорее всего, эти работы будут проводиться в пределах существующей дорожной инфраструктуры. Он отметил, что если раньше внимание было сфокусировано на строительстве автомобильных дорог, то сейчас цель - развитие более вместительного вида транспорта.
"Трамвай очень эффективен в пассажирских перевозках. Помимо трамвая и метро, необходимо обратить внимание на развитие сети пригородных электричек. Там, где есть железная дорога, логичнее было бы усовершенствовать ее и, увеличив количество поездов, превратить в наземное метро, чем покупать землю для прокладки трамвайных линий, ведущих в пригород", - подчеркнул Агамирзоев.
По его словам, долгое время в стране уделяли больше внимания строительству автомобильных дорог, но теперь нам нужно больше внимания уделять общественному транспорту, чтобы у людей был выбор. Таким образом, они перестанут терять самое ценное - время - на дорогу.
Напомним, согласно генплану развития Баку, к 2027 году планируется проложить 17,3 км трамвайных путей, к 2040-му - 54,6 км, а в последующие годы - еще 110,4 км. Что касается трамвайных остановок, то к 2027 году их планируется построить 26, а к 2040-му - 78.