БАКУ, 15 янв — Sputnik. После того как власть в Сирии перешла к вооруженной оппозиции, которая получает политическую поддержку от Турции, актуальным стал вопрос, связанный с курдскими военизированными формированиями, действующими на северо-востоке страны.
После прихода к власти в Сирии Ахмед Аш-Шараа (Абу Мохаммед Аль-Джолани) в одном из интервью пообещал безопасность и равные права представителям всех религий и национальностей, живущих на территории Сирии. Более того, он призвал курдские формирования, которые буквально недавно воевали против членов "Хайат Ат-Тахрир Аш-Шам" (ХТШ) и других исламистских оппозиционных организаций, сложить оружие и интегрироваться в новую политическую реальность Сирии.
Вместе с тем Турция, которая сегодня является главным политическим союзником новых сирийских властей, заявляет о росте террористической угрозы со стороны курдских военизированных формирований в Сирии и предупреждает, что в случае, если не удастся решить вопрос мирным путем, Анкара готова провести наземную военную операцию против них.
Параллельно с этим Турция переживает по сути историческое потепление с турецкими курдами – активно наращивается диалог с политиками курдского происхождения, и многолетний конфликт, который можно назвать главной головной болью Анкары, судя по всему, может решиться в скором времени.
Турция на финишной прямой
Параллельно со сменой власти в Сирии минувший декабрь ознаменовался также и восстановлением политического диалога между Анкарой и оппозиционной курдской "Народной партией равенства и демократии" (DEM). Примечательно, что потепление между турецкими властями и турецкими курдами началось после смены власти в Сирии – эксперты связывают эти два события, указывая на то, что со сменой власти в соседней стране Анкара укрепила свою роль в регионе и получила больше рычагов давления на курдов.
В рамках ожидаемого перемирия в конце декабря впервые делегация из курдских политиков, представленных в парламенте Турции, посетила отбывающего пожизненный срок главу признанной в Турции террористической Рабочей партии Курдистана Абдуллаха Оджалана в тюрьме на острове Имралы. Ранее его могли навещать только самые близкие члены семьи.
Турецкие СМИ пишут, что Оджалан до середины февраля призовет членов РПК сложить оружие и заключить мир с Анкарой. Ходят слухи, что в награду за содействие перемирию 76-летнего Оджалана могут отпустить под домашний арест.
В целом наблюдается смягчение риторики курдских политиков в отношении Анкары – бывший соруководитель DEM Салахаддин Демирташ, отбывающий срок с 2016 года, приветствовал мирные переговоры между РПК и Анкарой. Он заявил, что полностью поддержит инициативу Оджалана по сложению оружия, что также указывает на то, что мир между Анкарой и турецкими курдами не за горами.
Стоит отметить, что в 2013 году по призыву Оджалана уже было объявлено перемирие между РПК и Турцией, однако оно продолжилось недолго – в 2015 году члены РПК вновь начали операции против турецких военных на границе с Ираком, и в ответ последовала военная операция ВС Турции против террористов.
Вместе с тем понятно, что Оджалан сегодня является лидером курдских боевиков РПК и его влияние никак не распространяется на некоторые курдские военизированные формирования в Сирии, где главной силой являются совсем другие и достаточно независимые курдские движения.
Курд курду рознь
Нужно понимать, что, говоря о курдских формирования в Сирии, в первую очередь имеются ввиду так называемые "Сирийские демократические силы" (СДС) - организация, созданная в 2015 году США для якобы противостояния ИГИЛ*.
Стоит отметить, что СДС с момента формирования отказывались от каких-либо упоминаний курдов в названии или идеологии, настаивая на том, что это организация, которая объединяет всех людей, проживающих в регионах Сирии, которые они отвоевывали у ИГИЛ*.
Фактически СДС – это солянка из разных политических и военизированных формирований, и они состоят не только из курдов. Так, в рядах СДС есть арабы-христиане с северо-востока Сирии, туркменские боевики, арабы-мусульмане и даже бойцы арабского племени шаммар из города Хасека. Однако главную военную силу СДС составляют курды из разных бандформирований, и члены РПК в них не самая ведущая сила.
Немаловажный факт – власти региона Иракский Курдистан, который сегодня является примером создания полунезависимого курдского образования на Ближнем Востоке, не очень и одобряют действия СДС. Так, во время борьбы с ИГИЛ* курдская армия "пешмерге" региона Иракский Курдистан, которая имеет более долгий опыт ведения борьбы с терроризмом, тренировала своих "младших братьев" из Сирии. Однако в какой-то момент члены СДС отказались принимать обратно боевиков, обученных у иракских курдов, что стало первой попыткой СДС стать независимыми от региона Иракский Курдистан.
Затем между сторонами возникли разногласия по ряду вопросов, в числе которых отношения с Турцией. Так, члены СДС после ИГИЛ* начали борьбу и с вооруженными сирийскими оппозиционными группировками, которые получали поддержку от Турции, тогда как регион Иракский Курдистан тесно сотрудничает с Анкарой.
Кроме того, иракские курды считают, что они являются гарантом безопасности для курдского населения Сирии и что СДС больше вредят мирным курдским жителям. В итоге, хотя диалог между СДС и регионом Иракский Курдистан и сохранился, считать, что курды Сирии, Турции и Ирака действуют сообща и исходят из единых интересов, неправильно.
Вопрос на миллион – "сольют" ли США и Израиль СДС?
Турецкие и арабские СМИ пишут, что сегодня члены и лидер СДС Мазлум Кобани находятся в паническом ожидании своей дальнейшей судьбы. С одной стороны, усиление влияния Турции, перемирие Анкары и РПК, а также установление диалога между новыми властями Сирии и Западом грозят дальнейшей деятельности СДС.
С другой стороны, периодически звучат слова поддержки сирийских курдов со стороны Израиля и США, хотя в контексте кровавых событий, которые происходят в регионе, не исключается, что Тель-Авив просто манипулирует курдским вопросом в диалоге с Анкарой.
Опасения курдов вполне оправданы, ведь США уже подводили курдов в Сирии – после того, как было объявлено, что с ИГИЛ* покончено, СДС оказались не очень нужны и Вашингтону, особенно тогдашнему президенту Дональду Трампу.
В то время как СДС ожидали поддержки со стороны Америки и укрепления своих позиций, Трамп объявил о выводе американских войск из Сирии. Как известно, впоследствии США значительно сократили свое присутствие на позициях курдов в Сирии, оставив при этом небольшой контингент для обеспечения безопасности нефтяных объектов. Вывод американских войск был воспринят как явный отказ США от СДС на фоне договоренности Анкары и Вашингтона.
К несчастью для СДС, 20 января в Белый дом вернется Трамп, который, в отличие от Джо Байдена, менее терпимый к СДС и прочим курдским формирования в Сирии. Тем более что Трамп уже сейчас довольно лестно отзывается о Турции и Эрдогане и признал успешной смену власти в Сирии. Кроме того, Вашингтон начал снимать санкции с Дамаска, что также говорит о возможном восстановлении американо-сирийских отношений.
В таком случае ожидается, что США и Израиль могут отказаться от поддержки курдских военизированных формирований, и СДС и другим организациям придется принять мир и интегрироваться в новую политическую ситуацию в регионе. Либо курдским боевикам придется столкнуться с наступающей турецкой армией, и есть сомнения по поводу того, смогут ли они выжить без поддержки Запада.
* Запрещенная в России террористическая группировка.