Эксклюзивы

Метро будет строиться, но только в пределах Баку – мнения экспертов

Необходимо всерьез и как можно быстрее заняться развитием метрополитена в столице, иначе транспортная система Баку еще больше деградирует и жить в городе будет все сложнее, считают специалисты по транспорту.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 11 янв — Sputnik. Стало известно, где будут расположены 10 новых станций метрополитена, которые планируется построить в Баку к 2030 году. В то же время новые линии не предусмотрены в направлении города Хырдалана, а также поселков Говсан, Бинагади, Гарачухур и Бина, хотя там и наблюдается большой пассажиропоток. Они пройдут через столицу: станции метро "Сахиль", "Хатаи", а также в направлении Ходжасан – Аг Шехер – Бабек и Port Baku.
Об этом сообщил заместитель министра цифрового развития и транспорта Рахман Гумбатов на пресс-конференции на тему "Меры, реализованные в сфере транспорта в 2024 году, и планы на 2025-й".

Главная цель - развитие существующей сети метрополитена

Эксперт по транспорту Рауф Агамирзоев сообщил Sputnik Азербайджан, что до недавнего прошлого у Баку не было цифрового близнеца, но сейчас есть данные о направлении движения автотранспорта и пассажиров, о том, какими видами транспорта они пользуются.
Он сказал, что есть концептуальный документ, в котором определена плотность пассажиропотока по разным направлениям метрополитена. По его словам, первостепенная цель – развитие существующей сети "подземки".
"Для того чтобы распределить нагрузку, планируется расширение фиолетовой линии после зеленой и красной линий. Сегодня в нашем метрополитене три линии. Каждая из них имеет свой интервал движения поездов. На красной линии они прибывают через каждые две минуты, на зеленой - четыре минуты, а на фиолетовой - семь минут. Для того чтобы сократить эти интервалы до 1-2 минут, необходимо построить новые станции метро", - сказал Агамирзоев.
Чтобы эти три линии работали независимо друг от друга, каждая из них должна иметь отдельное депо. В настоящее время на три линии имеется лишь два депо, поэтому одна линия пересекается с двумя другими. Эти линии нужно разделить, отметил собеседник.

Для жителей Хырдалана метро так и останется мечтой

Эксперт не видит смысла строить подземную линию метро в Хырдалане. По его мнению, поскольку через этот город проходит железнодорожная линия, целесообразно, чтобы она служила заодно и надземной линией метро.
Поезд на станции метро "Ходжасан"
Отметим, что, по информации ЗАО "Азербайджанские железные дороги" (АЖД), в 2024-м железные дороги страны перевезли около 8,5 млн пассажиров, что на 1,5 млн больше по сравнению с 2023-м. Отмечалось, что в отдельные дни прошлого года максимальное число перевезенных железнодорожным транспортом пассажиров достигало 37 тыс., тогда как в 2023-м этот показатель составлял 30 тыс.
"А в этом году они планируют увеличить эту цифру в четыре-пять раз", - отметил Агамирзоев.
Другой эксперт по транспортным вопросам Аршад Гусейнов заявил Sputnik Азербайджан, что строительство десяти новых станций Бакинского метрополитена вселяет надежды на будущее общественного транспорта столицы. Он отметил, что решение проблемы транспортных заторов и элементарной безопасности дорожного движения в столице зависит в основном от правильной организации работы общественного транспорта и от того, насколько развита его инфраструктура.
"Поэтому необходимо вложить серьезные инвестиции в метро, автобусные маршруты, пригородные поезда, а трамвайные маршруты должны быть максимально восстановлены. Что касается метрополитена, то, принимая во внимание генеральный план развития Баку, текущее состояние метро и долгосрочные перспективы в этой сфере, становится ясно, где эти новые станции нужнее всего", - сказал Гусейнов.

Для Баку и десяти новых станций метро мало

Гусейнов заявил, что расширение Бакинского метрополитена не должно ограничиваться 10 новыми станциями.
"Метро нужно расширять очень серьезно и как можно быстрее. В Европе, Китае и Японии в таких мегаполисах, как Баку, количество станций метро давно перевалило за 200. И каждый год в них строят и вводят в эксплуатацию по несколько новых станций. Нам также необходимо диверсифицировать метрополитен, привлекая наиболее оптимальные технологии с устойчивым финансированием. Правда, это требует огромных затрат", - сказал Гусейнов.
По его словам, заложенные в генплане цифры показывают, что средняя стоимость строительства станции метро составляет 187 млн манатов, а средняя стоимость строительства двухпутной линии метро протяженностью один километр — 127,5 млн манатов. То есть на строительство 10 станций метро необходимо потратить около 3,5-4 млрд манатов.
Новые составы "Бакинского метрополитена"
"Но эти средства обязательно должны быть направлены на развитие метрополитена, иначе транспортная система Баку еще больше деградирует и жить в столице будет все сложнее", - отметил Гусейнов.

Где в Баку будут построены новые станции метро?

Замминистра Рахман Гумбатов сообщил журналистам, что планируется строительство станции метро в направлении Ходжасан - Аг Шехер - проспект Бабека.
"Определены места шести станций метро. На одной работы ведутся несколько лет, в ближайшее время ожидается их завершение. Планируется строительство других станций вблизи станций "Низами", "Сахиль" и в районе парка Сахиль. Port Baku сейчас является центром притяжения, а также деловым центром. Интерес людей к этому району велик. Там планируется создание новой станции", - сказал Гумбатов.
Он также отметил, что в ведомстве думают о соединении новых станций, расположенных как вблизи станции "Сахиль", так и "Хатаи", с существующей сетью.
"Дополнительные четыре станции соединят существующую зеленую ветку, то есть станции от "Дарнагюль" до "Хатаи" и далее, с "Ази Асланов", - сказал Гумбатов.
Заместитель министра отметил, что кроме этого необходимо проведение серьезных работ на станции метро "28 Мая".
"Мы считаем, что первые работы должны начаться там. Исторически и зеленая, и красная ветки проходят по одной линии, по одному тоннелю. Это мешает сокращению интервала между поездами и движению к будущим новым станциям. Поэтому в первую очередь зеленая ветка должна быть отделена от красной. На станции метро "Ичеришехер" возможность разворота по линии въезда поезда влияет на интервалы. Поэтому там планируется строительство разворотного круга", - заявил замминистра.
По его словам, на станции "Ази Асланов" с учетом существующих условий также возникла необходимость в проведении соответствующих работ. Необходимо завершение строительства нового депо "Ходжасан", которое будет обслуживать все эти новые станции, а также строительство новой станции метро "Дарнагюль", которая будет обслуживать зеленую линию.
Замминистра добавил, что все эти работы в будущем создадут условия для перевозки метрополитеном дополнительно около 90 млн пассажиров и окажут существенную поддержку пассажиропотоку внутри города.
Эксклюзивы
"Подземный ад": как "разрулить" ситуацию в бакинском метро?