БАКУ, 10 янв — Sputnik. Сегодня многие страны пытаются организовать международные транспортные коридоры и создать продолжительные транзитные маршруты, что позволит увеличить количество участников в проектах, а также даст возможность грузоотправителям с меньшими расходами выйти на новые рынки сбыта.
Так, МТК "Север-Юг" планируется интегрировать с такими проектами, как Транскаспийский международный маршрут (Средний коридор/ТМТМ) и Северный морской путь (Севморпуть). Вместе с тем ожидается, что в перспективе МТК продолжит свое расширение в ближневосточный регион, который также является важным рынком сбыта и производства.
Тем более что производители и импортеры в странах Ближнего Востока, в частности в арабских странах Персидского залива, заинтересованы в присоединении к "Север-Юг". Так, министр иностранных дел Омана Бадр бен Хамад бен Хамуд Аль-Бусаиди, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции в Маскате на этой неделе, заявил, что его страна взвешивает возможности подключения к "Север–Юг" - проекту, который будет способствовать увеличению торговли и инвестиций.
Катар и Иран приблизят "Север-Юг" к Ближнему Востоку
Пока РФ вместе с партнерами по "Север-Юг" работают над расширением и развитием МТК, две важные экономики Персидского залива – Катар и Иран анонсировали начало реализации амбициозного проекта по строительству подводного тоннеля, который свяжет две страны.
Так, в начале месяца стало известно о том, что Катар и Иран уже начали работать над строительством тоннеля длиной 185 км, который появился на повестке дня в первый раз в 2017 году. Тогда Катар переживал острый политический кризис с соседями по региону - арабскими странами Персидского залива. В частности, такие страны как Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн объявили о прекращении отношений с Катаром и страна фактически оказалась в блокаде.
Тогда Иран и выдвинул инициативу строительства подводного тоннеля, который позволит Катару не зависеть от соседей по Заливу и откроет альтернативный для страны выход на мировой рынок.
Тоннель по дну Персидского залива из иранского порта Бандар Эд-Дейер до побережья Катара (там точка выхода пока не определена - ред.) может стать самым длинным подводным транспортным тоннелем в мире. Он будет железнодорожным, но рассматривается и параллельная автомобильная трасса.
"Железная дорога Залива" до Ирана
Единственная сухопутная граница у Катара с Саудовской Аравией, так что если Дохе и Тегерану удастся построить этот достаточно сложный и дорогой тоннель, то это означает прямую железнодорожную связь Ирана с Саудовской Аравией.
При этом в данный транспортный пазл, который включает МТК "Север-Юг" и катаро-иранский тоннель, идеально ложится грандиозный проект по созданию железнодорожной инфраструктуры стран Персидского залива. Так, еще в 2009 году Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Бахрейн и Оман договорились построить совместную железнодорожную инфраструктуру, которая объединила бы между собой крупнейшие порты и города. По ряду причин проект долго не могли реализовать, однако за последние годы, понимая растущую роль наземных грузоперевозок на фоне сложной геополитической ситуации, арабские монархи решили возродить проект "Железная дорога Залива".
Проект получил значительный импульс в декабре 2021 года, когда лидеры шести арабских стран Персидского залива одобрили создание Управления железных дорог Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) - органа, который, как ожидается, будет контролировать координацию проекта.
"Железная дорога Залива", протяженность которой составит 2177 км, будет начинаться в Кувейте, пройдет через прибрежные города Джубайль и Даммам в Саудовской Аравии, а затем проследует через столицу Бахрейна Манаму в Доху - столицу Катара.
Далее железнодорожная линия повернет обратно в Саудовскую Аравию и перейдет в ОАЭ, где пройдет через крупные города - Абу-Даби, Дубай и Фуджейру, прежде чем достигнет своего конечного пункта в Маскате - столице Омана.
На данный момент ведутся работы по строительству участка, соединяющего Катар и Саудовскую Аравию, а также завершились работы по строительству участка между ОАЭ и Саудовской Аравией.
"Север-Юг" идеально вписывается в ж/д паутину региона
Ожидается, что после запуска проекта "Железная дорога Залива" Иран также проявит к нему интерес, особенно на фоне инициативы ИРИ и Катара о строительстве тоннеля.
В таком случае железнодорожная паутина, которая опутает территорию стран Персидского залива, а также связывающий Катар и Иран тоннель позволят быстрее и активнее интегрировать МТК "Север-Юг" в регион Ближнего Востока.
Участники "Север-Юг" получат возможность выйти не только на рынки стран Индийского океана и Юго-Восточной Азии, но и окно в ближневосточный регион, а далее и в Африку.
Привлечение стран Персидского залива станет также важным фактором с точки зрения обратной загрузки железнодорожных вагонов – ведь эти страны производят как углеводородную продукцию, так и высокотехнологичные товары, которые могли бы поставляться в северном направлении по "Север-Юг".