БАКУ, 14 ноя — Sputnik. Растущая роль в глобальной логистике международного транспортного коридора "Север-Юг", а также перенаправление российских товаров на восток и юг, несомненно, превращают порты Каспийского моря в транзитные хабы. В этом смысле порты и логистические центры Астраханской области приобретают важное значение, и, судя по работам по модернизации и развитию мощностей, которые сегодня проводятся в астраханских портах, спрос на данное направление отправки грузов растет.
Так, главным экспортным товаром для астраханских портов является зерно – его поставки из области в январе‒октябре 2024 года выросли в 1,5 раза, до 3,4 млн тонн.
При этом предприниматели в астраханских портах намерены заметно расширить как объемы перевалки зерновых, так и мощности хранения.
Основное направление зерна – Иран
В ходе ознакомления с портами Астраханской области в рамках II международного форума "МТК Север-Юг: быстрый выход на премиальные рынки Ирана, Востока, Южной Азии, Восточной Африки и Индии", который проходит в эти дни в Астрахани, было заявлено, что более 90% товаров, в особенности зерновых, отправляются из астраханских портов в Иран. Более того, некоторые из них работают при долевом участии иранских компаний.
Кроме зерна из этих портов поставляются и такие товары, как древесина, металлы, целлюлозная бумага, и другие.
По словам представителей портов, периодически осуществляются поставки и в Азербайджан - в основном это зерно, реже - металлические изделия.
При этом, отмечают в портах, поставки в Азербайджан нерегулярные, иногда сезонные. Однако в случае, если поступит запрос от азербайджанских импортеров, астраханские порты готовы к сотрудничеству на более долгосрочной и регулярной основе, отмечают представители портовой инфраструктуры.
Почему для Азербайджана рентабельнее западная ветка МТК?
Председатель правления одной из крупнейших логистических компаний Азербайджана Джавид Гулиев отмечает, что республике выгоднее поставлять и получать товары по западной ветке МТК "Север-Юг", то есть по железной и автомобильной дороге, нежели через порты Каспия судами.
"Что такое порты – это перевалка грузов, судно, фрахт и еще одна перевалка. То есть тут происходит двойная перевалка. Зачем два раза переваливать груз, когда есть прямой железнодорожный путь", – сказал Гулиев в беседе со Sputnik Азербайджан.
Так, в частности, отметил он, зерно в том или ином российском регионе грузится с элеваторов в вагоны, доезжает до Астрахани, потом перегружается на судно и дальше доставляется в один из бакинских портов. Зерно в Азербайджане обычно принимает порт в Говсан, откуда оно должно поставляться на мукомольные предприятия. Это дополнительные расходы, считает Гулиев.
"Тогда как можно просто погрузить зерно в вагон в регионе РФ и получить его уже на мукомольном предприятии в Азербайджане. Поэтому экономически республике нецелесообразно импортировать российское зерно судами по Каспию", – сказал представитель логистической компании.
При этом, отмечает Гулиев, периодически бывают некоторые отправки из речных портов, например, в Саратове. Но это очень редкая ситуация и то тогда, когда или фрахт очень низкий, или в Саратове удалось собрать богатый урожай и цена на зерно ниже.
"Иран традиционно перевозит свои грузы морским путем. Здесь у Ирана есть вся логистическая цепочка: свои терминалы в астраханских портах, свои суда и соответствующая развитая инфраструктура в портах Ирана. Но, как вы знаете, с 2018 года функционирует прямое железнодорожное сообщение, соединяющее территорию РФ с Ираном через Азербайджан. В рамках МТК "Север-Юг" на территории Астары функционирует грузовой терминал. И с каждым годом объемы грузоперевозок в этом направлении растут. Думаю, в будущем немалая часть грузов будет проходить по вышеуказанному маршруту", – резюмировал он.