Новости

Дифференцированные тарифы: станет ли проезд в Баку дешевле для пассажиров?

Если в Азербайджане будут действовать недельные, месячные, годовые тарифы на проезд в общественном транспорте, то пассажирам каждая поездка будет обходиться дешевле, считает эксперт.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 28 сен — Sputnik. В Азербайджане необходима дифференциация тарифов на проезд в автобусах и метро в зависимости от времени использования, разовая система оплата неэффективная, заявил Sputnik Азербайджан экономист Натиг Джафарли.
Рост цен на общественный транспорт (автобусы, метро, а теперь и электропоезда – ред.) актуализировал вопрос применения дифференцированных тарифов.
Отметим, что с 25 сентября в стране начала действовать новая ценовая политика в сфере пассажирских перевозок по Абшеронской кольцевой железной дороге.
Как на днях сообщило ЗАО "Азербайджанские железные дороги" (АЖД), минимальный тариф на проезд на электричке составит 0,40 маната, а в целом стоимость проезда по Абшеронской кольцевой железной дороге повышается на 0,10-0,20 маната в зависимости от расстояния.
Комментируя изменения тарифов АЖД, Джафарли с удовлетворением отметил, что в Азербайджане, наконец, происходит переход к динамическому ценообразованию хотя бы в одном виде пассажирских перевозок.

"Азербайджанские железные дороги начинают применять международный опыт в сфере цен на билеты. Согласно официальной информации, при предварительной покупке билетов на междугородние поезда будет применяться скидка 15%, а при предварительной покупке билета с помощью банковской карты (безналичном расчете – ред.) пассажир дополнительно получит еще и кэшбек в размере 3%", – сказал Джафарли.

Он предположил, что если продажи билетов на рейсы электрички окажутся низкими, то в течение дня пассажирам будут предоставлены дополнительные скидки.
Эксперт рассказал, что в развитых странах мира для проезда на общественном транспорте предусмотрены почасовые, многодневные, месячные, полугодовые и годовые проездные билеты. Так, добавил он, в странах с высоким уровнем жизни разовые билеты вообще не используются. Чем на более долгий срок пассажир приобретает проездной билет, тем дешевле ему обходится каждая поездка.
Джафарли в качестве примера привел столицу Чехии Прагу. Там, продолжил он, цена часового билета на все виды наземного городского транспорта составляет чуть больше 1 евро (около 1,90 маната). То есть пассажир в течение часа может воспользоваться любым видом общественного транспорта, будь то метро, автобус или трамвай. Месячный билет обойдется в 22 евро (около 42 манатов), а на год – 145 евро (около 275 манатов). Также в Праге дети до 6 лет бесплатно пользуются общественным транспортом, а для пассажиров в возрасте 6-18 лет, студентов и пенсионеров действует 50-процентная скидка.
"То есть если спроецировать это на Азербайджан, то гипотетическому жителю Баку, пользующемуся общественным транспортом ежедневно, при покупке годового проездного билета каждая поездка будет обходиться намного дешевле", – указал Джафарли.
Экономист выразил надежду, что опыт Азербайджанских железных дорог соответствующие структуры учтут и изменят свою устаревшую политику ценообразования.
Эксперт по транспортным вопросам Эльмаддин Мурадлы сказал Sputnik Азербайджан, что введение дифференцированных тарифов в общественном транспорте обсуждается уже давно, однако, чтобы этот механизм заработал, необходимо завершить переход на карточную систему оплаты проезда. Он также отметил, что при таком подходе для студентов и пенсионеров могут быть применены льготные тарифы.
"Если в Азербайджане будут действовать недельные, месячные, годовые тарифы на проезд в общественном транспорте, то расходы пассажира, пользующегося долгосрочным тарифом, снизятся. В некоторых странах мира так и делают. Но для того чтобы внедрить дифференциацию тарифов у нас, прежде всего необходимо завершить переход на оплату картой в общественном транспорте ", – подытожил Мурадлы.
Новости
Динамические тарифы, льготы и бонусы – какие изменения вводит АЖД