БАКУ, 13 сен — Sputnik. Для активного вовлечения регионов РФ и Азербайджана в товарооборот стран, а также для ускорения поставок товаров в обоих направлениях Баку и Москва рассматривают запуск отдельных блок-поездов до портов Персидского залива.
Так, в конце сентября ожидается отправка первых грузовых блок-поездов Ульяновск–Баку−Астара (Иран) в рамках развития маршрута "Средняя Волга−Каспийское море−Персидский залив", который является составной частью международного транспортного коридора "Север−Юг".
Блок-поезд Ульяновск-Баку-Астара будет перевозить продукцию аграрно-промышленного комплекса и деревообработки, а также промтовары.
В то же время Азербайджан рассматривает возможность запуска контейнерного поезда Астара (Иран)-Баку-Астрахань. В его маршрут будет включен и астраханский железнодорожный хаб на станции Кутум.
Планируется, что контейнерным поездом в РФ будут доставляться товары из Азербайджана, а также транзитные грузы из Ирана и Индии.
Ожидается, что адресные перевозки между азербайджанскими и российскими регионами с выходом в Иран и к Персидскому заливу позволят в первую очередь расширить товарооборот и деловые связи между Азербайджаном и Россией.
Замена паромных перевозок и активизация "Агроэкспресса"
Контейнерный маршрут Астара-Баку-Астрахань, по сути, является заменой проекта парома между Астраханской областью и столицей Азербайджана, так как из-за ряда проблем и сложностей паромный проект оказался в подвешенном состоянии, считает эксперт Каспийского института стратегических исследований (КИСИ) Александр Караваев.
"Проект паромных перевозок, возобновление которого долгие годы обсуждалось между Астраханской областью и Баку, из-за ряда проблем межведомственного и межкорпоративного характера оказался в подвешенном состоянии. Новый маршрут ж/д перевозок между Астраханью и Баку может стать заменой паромной линии", - сказал Караваев Sputnik Азербайджан.
Эксперт считает, что, хотя поезд между Астраханью и Баку, скорее всего, будет курсировать раз или два раза в месяц, он будет регулярным.
"Пока для начала, наверное, поезд будет ходить два раза, а может быть, и раз в месяц. Но в любом случае, как бы редко он ни ходил, он все равно будет регулярным, и даже если поезд будет ходить раз в месяц, он вполне может обеспечить доставку грузов между субъектами экономической деятельности Астраханской области и Азербайджаном", - считает Караваев.
Экономист не исключает, что данный поезд в какой-то мере будет дублировать ту номенклатуру грузов, которая идет по линии "Агроэкспресса". Так, по словам эксперта, "Агроэкспресс" между РФ и Азербайджаном, в отличие от аналогичного проекта между Россией и Узбекистаном, пока только развивается.
В таком случае поезд в Астрахань может забрать часть грузов по этой линии и дальше перезагружать их в другие направления по России.
"То есть речь идет не только о грузах, которые направляются в Астраханскую область. Поезд может перевозить и грузы, которые идут в другие регионы России, а потом уже на терминале их будут распределять по другим направлениями", - считает Караваев.
Адресные поезда как стимул для сотрудничества регионов РФ и АР
Запуск контейнерных поездов между регионами РФ и Азербайджаном также важен с точки зрения расширения взаимодействия бизнес-кругов двух стран.
Так, по словам Караваева, запуск блок-поездов Ульяновск–Баку−Астара позволит быстрее выходить на более обширные объемы грузоперевозок.
"Сейчас объем грузоперевозок между РФ и Азербайджаном находится где-то в диапазоне 4,5 млн тонн. Согласно статистическим данным Минтранса РФ, этот грузопоток является одним из формирующих в направлении МТК "Север-Юг" по западному маршруту", – пояснил специалист.
Однако, по его словам, если говорить о приоритетах МТК "Север-Юг", то это все-таки грузопоток между Россией и портами Индийского океана.
"То есть "Север-Юг" – это как бы Россия и Иран и далее, там должна присутствовать длина этого плеча доставки. Но правильнее исходить из тех соображений, которые в том числе и я высказывал тоже, что на первоначальном этапе имеет смысл рассчитывать общий грузопоток, исходя из двустороннего грузопотока, а сам двусторонний сегмент в транспортных коммуникациях как раз и должен развиваться и расти за счет межрегиональных связей", – считает Караваев.
Он добавил, что курсирование поездов между регионами РФ и Азербайджаном - типичный пример межрегиональных связок, и в среднесрочной перспективе они как раз и будут создавать "тело" маршрута, создавать пульс экономической жизни на этом маршруте.
Кроме того, добавил эксперт, региональные связки дают хорошую возможность инвесторам вкладывать в предприятия, которые могут работать в рамках взаимодействия субъекта РФ и Азербайджана.
"И это может привлекать малый и средний бизнес именно из данных регионов. А это, собственно говоря, посредственно влияет на решения, которые стимулируют инициативы по созданию более крупных предприятий, работающих на этой линии. В качестве примера можно привести обсуждаемую тему расширения производства горюче-смазочных материалов в Азербайджане за счет инвесторов Татарстана. Продукция этого проекта может служить наполнением подобного рода маленьких региональных коридоров", – считает собеседник Sputnik Азербайджан.
Вопрос с обратной загрузкой
Говоря о возможном запуске контейнерного поезда Астара (Иран)-Баку-Астрахань, генеральный директор группы компаний "РусИранЭкспо" Александр Шаров отметил, что в Астрахани есть сухой порт железнодорожной станции Кутум, который успешно работает и с рефрижераторными вагонами на перевозках на плече Астрахань-Астара.
При этом, несмотря на все плюсы от запуска блок-поездов между регионами РФ и Азербайджаном в рамках МТК "Север-Юг", эксперты рассуждают о том, какие товары будут поставляться при обратной загрузке.
Шаров считает, что после запуска блок-поездов между регионами РФ и Азербайджаном главной проблемой останется обратная загрузка – получается, что в одну сторону будут ходить загруженные, а в обратную пустые контейнеры.
"Обратной загрузки нет, потому что полимеры, химическую и металлургическую продукцию, руду, цемент и тяжелое оборудование Азербайджан из-за санкций против Ирана не пропускает. Поэтому 90% всех вагонов и контейнеров из Астары возвращаются обратно на север пустыми", – сказал Шаров Sputnik Азербайджан.
Действительно, вопрос обратной загрузки сегодня является одним из главных препятствий для запуска МТК "Север-Юг". Однако для решения этой проблемы страны-участницы проекта проводят комплексную работу в координации с теми государствами, которые планируют через МТК выйти на рынки Центральной Азии, РФ и Европы. Так, в частности, ведутся переговоры с арабскими странами Персидского залива, африканскими странами, а также Индией и другими азиатскими поставщиками товаров для обеспечения обратной загрузки на поставках в северном направлении.
Эксперты считают, что это значительно сократило бы логистические расходы, а увеличение числа пользователей данной инфраструктуры превратило бы ее из регионального в более масштабный проект.