Аналитика

Казахстан увеличит поставки урана через Азербайджан – готов ли к этому Средний коридор?

"Казатомпром" стремится расширить поставки урана в Европу по Среднему коридору через территорию Азербайджана, Узбекистан также присматривается к этому маршруту
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 11 сен — Sputnik. Зависимость Европы от Азербайджана в вопросе поставок и транзита энергоресурсов из Каспийского региона растет с каждым днем – наряду с перенаправлением части объемов экспортируемой казахстанской нефти через азербайджанскую инфраструктуру, Астана также планирует увеличить поставки урана по Среднему коридору.
Так, по словам председателя правления казахстанской национальной компании "Казатомпром" Меиржана Юсупова, компания стремится расширить поставки по Транскаспийскому международному транспортному коридору (Средний коридор/ТМТМ), который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в страны Европы.
Юсупов заметил, что санкции, введенные из-за конфликта на Украине, значительно затрудняют поставки урана западным странам.
При этом Казахстан мог бы продавать большую часть урана на азиатский рынок, но это непрактично с точки зрения диверсификации поставок, считает он.

Альтернатив становится все меньше

Впервые поставки казахстанского урана на западные рынк ичерез Транскаспийский коридор и Азербайджан были осуществлены в 2018 году – тогда относительно небольшая партия в 308 тонн была экспортирована в США. Прибегнуть к этому маршруту "Казатомпрому" пришлось из-за того, что привычный маршрут через порт в Санкт-Петербурге был временно недоступен, так как город принимал чемпионат мира по футболу.
Затем Казахстан вновь вернулся к поставкам через Санкт-Петербург, и несколько лет ТМТМ не был задействован в экспорте казахстанского урана.
Вопрос стал вновь актуальным в 2022 году, когда из-за западных санкций против РФ Казахстану пришлось искать альтернативный маршрут. В 2022-м снова начались поставки урана из Казахстана в Европу и Канаду через Азербайджан, для чего Транскаспийский маршрут прошел повторную проверку на вопрос безопасности провозок такого товара.
В прошлом году транзит казахстанского урана через Азербайджан заметно вырос – почти на 15%, до 2,3 тыс. тонн. При этом более 60% поставок казахстанского урана на западный рынок приходится на ТМТМ.
Остальная часть экспорта – около 15 тыс. тонн – пришлась на долю азиатского рынка. Стоит отметить, что доля азиатского рынка в импорте казахстанского урана заметно выросла, скорее всего, из-за того, что возможности и квоты на перевозку урана через Транскаспийский маршрут ограничены.

Можно ли по ТМТМ поставлять больше урана?

С 2022 году "Казатомпром" работает со странами-участницами Транскаспийского коридора над увеличением квоты на транспортировку урана по данному маршруту.
При этом в перевозках урана по ТМТМ участвует и азербайджанская сторона вместе с морским флотом, однако из-за небольших объемов контейнеры возит в основном "Казмортрансфлот".
Важно отметить, что транспортировка урана осуществляется согласно специальной технике безопасности перевозок радиоактивных веществ, утвержденной МАГАТЭ. Согласно технике безопасности, при перевозке урана должны быть использованы специальные контейнеры, цистерны, упаковочные комплекты, которые не должны применяться для хранения или перевозки других грузов.
В целом, для перевозки большего объема уранового топлива из Казахстана через территорию Азербайджана есть все необходимые транспортно-логистические инструменты. В частности, ожидается, что мощности перевозки грузов по Траскаспийскому коридору будут увеличены к 2025 году до 10 млн тонн.
Вместе с тем сохраняются риски и недоработки, связанные с условиями перевозки уранового топлива - на данный момент только "Казмортрансфлот" может осуществлять данные операции. Для наращивания объемов поставок по ТМТМ необходимо увеличить количество специальных контейнеров и цистерн, а также принять ряд мер по обеспечению охраны груза.
Эксперты считают, что возможности Азербайджана в этом вопросе все еще ограничены и для осуществления транспортировки урана в больших объемах необходимо привлечь компанию-оператора из других стран, в том числе группу компаний Abu Dhabi Ports Group из ОАЭ, которая активно участвует в развитии портов и инфраструктурных возможностей Транскаспийского маршрута.

Узбекский уран также пойдет через Транскаспийский коридор?

После Казахстана вторым по запасам и производству урана государством является Узбекистан - запасы данного топлива в этой стране составляют более 100 тыс. тонн, и по итогам первого полугодия 2023-го производство урана в республике выросло на 12%.
При этом Узбекистан не публикует точной информации об объемах производства и экспорта урана, однако согласно последним данным в 2022 году страна увеличила экспорт урана в Евросоюз в 2,71 раза, до 441 тонны.
Узбекистану, так же как и Казахстану, важно развивать альтернативные пути поставок урана в европейском направлении, и Транскаспийский маршрут в этом смысле для Ташкента представляет приоритет.
Для увеличения объемов перевозок своих товаров Узбекистан ведет переговоры со странами-участницами коридора. В частности, республика договорилась об отмене двусторонних и транзитных разрешений с Румынией и ведет аналогичные переговоры с Болгарией.
Кроме того, Узбекистан и Азербайджан договорились о совместном строительстве паромов, которые будут обслуживать грузоперевозки центральноазиатской страны по Транскаспийскому маршруту. Данный проект позволит значительно сократить сроки доставки узбекских грузов в Европу и упростить логистические процессы на данном маршруте.
Новости
Байден отказался от российского урана - что ждет атомную энергетику США?