Аналитика

Сектор Газа: миротворцы, переговоры и будущее региона после войны

Представители международного сообщества никак не могут договориться о том, какой будет миротворческая миссия в Секторе Газа по завершении боевых действий.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 7 авг — Sputnik. Противостояние между Израилем и ХАМАС еще не завершено, однако на международной арене вовсю обсуждается вопрос послеконфликтного устройства в Газе. Основные переговоры ведутся с участием США, основного союзника Израиля. Возможно, именно с этим фактором связано то недоверие, с которым к вопросу относятся заинтересованные стороны, в том числе и среди арабских стран.
Однако не стоит сбрасывать со счетов влияние Израиля на процесс. Нынешний премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху неоднократно заявлял, что все процессы, связанные с будущим устройством жизни в секторе Газа, будут возможны лишь после окончательной победы его страны над ХАМАС. В такой ситуации потенциальные участники миротворческой миссии с максимальной осторожностью взвешивают риски возможного участия.

Раскол в Израиле по поводу будущего Газы

Условия проведения миротворческих операций в секторе Газа обсуждаются с ноября прошлого года — на первичном этапе обсуждение велось между США и Израилем.
"Еще в ноябре прошлого года США и Израиль рассмотрели возможность установления контроля стран Ближнего Востока над сектором Газа при поддержке стран Запада, управление анклавом под эгидой ООН или размещение там миротворцев. При этом Тель-Авив склонялся к последнему варианту", — напомнил политолог Ильгар Велизаде.
Однако усугубляет ситуацию то, что сегодня в Израиле все чаще звучат более жесткие требования, связанные с тем, чтобы израильские силы правопорядка осуществляли контроль над безопасностью в регионе. Эта позиция диссонирует с мнением мирового сообщества и создает трудности в достижении консенсуса в вопросах будущего порядка, считает политолог.

Разногласия тормозят переговорный процесс

Ранее госсекретарь США Энтони Блинкен заявил в интервью телекомпании CBS, что Вашингтон ведет разработку планов по обеспечению безопасности, созданию органов управления и восстановлению анклава. В июле руководитель пресс-службы Госдепартамента Мэттью Миллер заявил, что старший советник госсекретаря США Том Салливан принял участие в состоявшихся в ОАЭ переговорах, на которых обсуждались планы установления режима прекращения огня, а также "того, что произойдет на следующий день после этого". При этом Миллер не стал раскрывать детали консультаций, указав, что содержание переговоров носит чувствительный характер.
Стороны никак не могут договориться с провозглашенным мировым сообществом тезисом о двух независимых государствах, который подразумевает создание независимого государства Палестина. Такое же окончательное решение предлагает и Лига арабских государств.
"Мы призываем к развертыванию на оккупированной палестинской территории сил международной защиты и миротворческих сил ООН до тех пор, пока не будет реализовано решение о двух государствах", — говорится в декларации, которую в мае подписали 22 члена группы.
Но в этом направлении все равно возникли препятствия. Условия, выдвинутые Израилем в вопросе размещения миротворцев в секторе, существенно тормозят процесс.

Нынешняя ситуация в формировании миротворческого контингента

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху 10 мая заявил, что еврейское государство считает необходимым создание гражданского правительства в секторе Газа с помощью ОАЭ, Саудовской Аравии и других стран. И уже 15 мая Египет, Марокко и ОАЭ провели первые консультации с США по вопросу участия в миротворческой операции. А 23 июля Нетаньяху поддержал участие ОАЭ в восстановлении анклава, в том числе и отправку войск после завершения боевых действий в Газе.
Но переговорный процесс резко застопорился после того, как правительства Иордании, Катара и Саудовской Аравии отказались от поступившего со стороны США предложения принять участие в послевоенной миротворческой миссии в секторе. Свой отказ они мотивировали тем, что их вовлечение будет выглядеть как "защита Израиля от палестинцев". В то же время Египет и ОАЭ не отрицают возможности участия в миссии, но с несколькими условиями, основным из которых является реализация концепции "два государства для двух народов". Но именно ее отвергает Нетаньяху.
Заместитель Генерального секретаря ООН по вопросам миротворческих операций Жан-Пьер Лакруа считает, что время для ввода миротворцев еще не наступило. По его мнению, послевоенное положение дел является слишком неопределенным, и любая подобная операция потребует согласия Израиля, который очень критически относится к работе ООН на палестинских территориях. К тому же решение о развертывании миротворческой миссии в регионе должно быть принято Советом Безопасности ООН в составе 15 членов.
Такой же позиции придерживаются и в Индонезии. Пресс-секретарь МИД Индонезии Роллиансия Соэмират заявила, что их миротворцы готовы отправиться в Газу, но при этом обязательным условием является решение СБ ООН. Скорее всего, не захочет остаться в стороне от миротворческой миссии и Анкара. К такому выводу можно прийти, учитывая высказывания президента Турции о том, что его страна может вмешаться в конфликт. Правда, параметры этого вмешательства пока не раскрываются.
"Предположительно, миротворческая миссия будет, но кто войдет в ее состав и где она будет разворачиваться, пока говорить рано. Очень многое будет зависеть от параметров мирного соглашения, которого, судя по неудачам в переговорном процессе, в ближайшее время ожидать не приходится", — считает политолог Ильгар Велизаде.
В такой непростой ситуации продолжается конфликт на Ближнем Востоке. Пока боевые подразделения выясняют отношения на поле сражений, дипломаты пытаются добиться установления мира в регионе. Несмотря на все старания, все еще непонятно, кто и на каких условиях примет на себя роль истинного миротворца в регионе. А найти ответ на этот вопрос очень важно именно сейчас, когда в любую минуту конфликт может перерасти в полномасштабную региональную войну.
Аналитика
Ближний Восток на грани войны: смогут ли США предотвратить удар Ирана по Израилю?