Американский госсекретарь Энтони Блинкен ведет переговоры с коллегами из "Большой семерки" (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония и США) с целью оказания давления на Иран и разработки плана отражения возможной атаки Тегерана на Израиль.
Однако надежд на уговор иранской стороны не бить по израильской территории немного. На кону не столько военная необходимость, сколько вопрос престижа Ирана на международной арене, который серьезно пошатнулся после ракетного удара Израиля по Тегерану, приведшего к гибели лидера ХАМАС Исмаила Хании. Поэтому для Ирана становится делом чести ответить на этот удар и поддержать свое реноме.
США понимают это и активизируют свои дипломатические усилия, действуя сразу в нескольких направлениях. Основной акцент сделан на попытках убедить Тегеран отказаться от удара по Израилю, что представляется маловероятным. Второе направление — попытка добиться от Израиля отказа от дальнейшей эскалации. Третье направление — создание коалиции, в том числе и с участием арабских стран, для защиты Израиля в случае массированного иранского удара.
Возможный ответ Ирана: как в прошлый раз?
СМИ сообщают, что Тегеран отказывается смягчить свою реакцию на убийство главы политбюро ХАМАС, что означает, что Иран не планирует отказываться от намерения ответить Тель-Авиву. Логика текущих событий показывает, что попытки США и арабских стран, которым Вашингтон предложил объединиться и выступать с антииранских позиций, предотвратить эскалацию напряженности провалились.
При этом поступают сведения о том, что в этот раз в атаке могут участвовать прокси, связанные с Ираном.
Блинкен попросил Ирак содействовать в предотвращении эскалации на Ближнем Востоке, мотивировав свою просьбу необходимостью поддержания региональной стабильности. Ответ премьер-министра Ирака ас-Судани был лаконичен: "Предотвращение эскалации на Ближнем Востоке зависит только от прекращения агрессии против Газы и экспансии на Ливан, а также сдерживания Нетаньяху и его правительства".
Госсекретарь также пояснил, что увеличение численности американских сил в регионе имеет исключительно оборонительные цели. Такая позиция США позволяет иранскому руководству обвинять Вашингтон в соучастии в преступлениях Израиля.
Регион без Нетаньяху?
Согласно сообщению кувейтской газеты "Аль-Джарида", официальные лица США тайно прибыли в Иран с целью успокоить иранские власти. Администрация Байдена стремится провести кардинальные изменения и создать новый региональный баланс, исключая нынешнего премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху.
Тем не менее, все стороны конфликта не исключают возможности эскалации напряженности. США считают, что атака Ирана на Израиль может произойти 5 августа, но не знают точного времени удара и его формы. Блинкен полагает, что ограничение последствий ударов — лучший способ предотвратить тотальную войну в регионе.
Президент США Джо Байден предостерег израильского премьера от дальнейшей эскалации конфликта, заявив: "Если Нетаньяху снова пойдет на эскалацию, ему не следует рассчитывать на помощь США", — сообщает портал Axios.
Таймер обратного отсчета напряженности в регионе включен. Сценарий его развития будет определяться Тегераном, и мяч в этой ситуации на его стороне. Не исключается ограниченный удар, подобный атаке иранских ракет и БПЛА в апреле, который, скорее всего, будет отражен с помощью союзников Израиля. Такой сценарий приведет к вялотекущему развитию событий в регионе.
Иран может провести спецоперацию в Израиле
Более мощная и разрушительная атака может спровоцировать широкомасштабную войну с непредсказуемыми последствиями. Союзники Тегерана в регионе готовы к такому развитию событий, и все зависит от решения руководства ИРИ.
Особое внимание привлекает заявление командующего Корпусом стражей исламской революции генерала Хосейна Салами о новой спецоперации на территории Израиля под названием "Правдивое обещание". Эта операция была проведена Хезболлой в 2006 году, когда были похищены двое израильских военнослужащих.
Эксперты указывают на возможность проведения операций со стороны иранских спецслужб на территории Израиля, что говорит о возможности непредсказуемого развития ситуации на Ближнем Востоке.