К 50-летию БАМа: как добровольцы из Азербайджана участвовали в легендарной стройке века
Азербайджанские ветераны БАМа поделились со Sputnik Азербайджан воспоминаниями об участии в этом грандиозном историческом проекте.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенБАКУ, 8 июл — Sputnik. Одна из самых протяженных железнодорожных линий в мире - Байкало-Амурская магистраль (БАМ) сегодня, 8 июля, отмечает полувековой юбилей. Именно в этот день в 1974 году было принято постановление о ее строительстве, и эту дату принято считать официальным днем рождения БАМа, а все участники этой величайшей стройки отмечают День бамовца.
БАМ, протянувшийся через Восточную Сибирь и Дальний Восток на 4 278 км, по сей день является символом трудового подвига советского народа. Эта железная дорога создала огромные возможности для экономического подъема региона и по стоимости стала самой дорогой в истории советского государства.
Среди миллионов участников всесоюзной стройки были представители почти 70 национальностей Советского Союза, в том числе азербайджанцы. А самое главное - человеком, который внес неоценимый вклад в то, что дорога все-таки была построена, был общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев. На тот момент он занимал должность первого заместителя председателя Совета Министров СССР и курировал строительство БАМа. По указанию Гейдара Алиева азербайджанцами были построены два поселка с вокзальными комплексами – Улькан и Ангоя.
Азербайджанцы всегда ощущали поддержку Гейдара Алиева
Главным инженером и конструктором проекта "Ангоя" был Тайяр Гусейнли, который сейчас является заслуженным инженером Азербайджана и начальником Главного управления Государственной вневедомственной экспертизы МЧС. Он безумно благодарен судьбе за то, что ему довелось принять участие в реализации проекта мирового масштаба.
"Это был самый интересный период моей жизни. В те годы БАМ называли стройкой века и даже сравнивали с орбитальной станцией "Мир". Все мечтали быть частью этого грандиозного проекта и вписать свое имя в историю. Наряду с другими республиками Советского Союза Азербайджан также участвовал в этой масштабной стройке. Приказом Министерства транспортного строительства СССР во всех республиках, в том числе и в нашей, были созданы управления строительства "Бамтоннельстрой", - вспоминает Гусейнли.
Вначале азербайджанцам поручили построить станцию Улькан, а потом, в 1985-м, поручили возвести еще один поселок - Ангоя. Его проект был разработан и утвержден госструктурами СССР, но по поручению Гейдара Алиева были перепроектированы два основных здания поселка – вокзала и торгово-общественного центра.
"Гейдар Алиев поручил эту работу головному проектному институту "Азгоспроект". Тогда его возглавлял заслуженный архитектор Азербайджана Таир Абдуллаев. В то время я работал в этом институте главным конструктором первой мастерской. Таир Абдуллаев объявил конкурс, и за очень короткое время было разработано несколько эскизов. Наша мастерская, которую возглавлял Ариф Джаббарлы, выиграла его - члены жюри выбрали два наших варианта. Прежде чем приступить к реализации проекта, мы должны были согласовать его с Министерством транспортного строительства СССР", - отметил заслуженный инженер.
Вместе с Арифом Джаббарлы Тайяр Гусейнли отправился на БАМ. К сожалению, по его словам, их не везде радушно встречали, так как проект был уже принят и никто не хотел его менять. В связи с этим они вынуждены были отправиться в Тынду, чтобы встретиться с главным заказчиком и продемонстрировать ему эскизы, разработанные в традициях азербайджанского национального зодчества тремя архитекторами Арифом Джаббарлы, Таги Гаджизаде и Азимханом Гасанлы.
"Если бы не Гейдар Алиев, мы бы не смогли "пробить" наш проект. Мы, азербайджанцы, всегда ощущали его поддержку. Например, когда мы прилетели в Тынду, то выходили вместе с другими пассажирами. В аэропорту стояла лишь одна машина. Мы уже прошли мимо нее, как вдруг услышали: "Товарищи, есть среди вас азербайджанцы?". Оказалось, этот автомобиль был предназначен для нас по поручению Гейдара Алиева. Нас очень хорошо приняли и разместили в гостинице "Орбита", - вспоминает Гусейнли.
Инженер лишь жалеет о том, что ему так и не удалось лично познакомиться и пообщаться с Гейдаром Алиевым. В Тынде азербайджанский проект утвердили с условием, что основные технологические требования будут сохранены. К строительству поселка Ангоя они приступили в 1986 году, а завершили в 1988-м. Два года Гусейнли жил в Республике Бурятия. Ему там очень нравилось. По словам инженера, этот благодатный край поразил его своей красотой и природой.
"Там я прошел огромную школу жизни, многое узнал, еще больше набрался опыта и вернулся обратно в Азербайджан. В 2008 году станции Ангоя было присвоено имя общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева. К сожалению, из-за работы у меня не было возможности вновь посетить эти места, но часто рассматриваю фотографии поселка в интернете. Были внесены некоторые изменения в фасад здания, и это немного испортило первоначальный вид", - рассказал в интервью Sputnik Азербайджан Гусейнли.
"Мы все тогда были одной большой семьей"
Многие азербайджанцы после завершения строительства Байкало-Амурской магистрали не вернулись на родину, а остались в России. Одним из них был Нурмамед Джавадов, который был командиром комсомольского отряда от Азербайджана. Сейчас он живет в Подмосковье, но часто приезжает в родные края, так как здесь остались его родственники.
Как рассказал в интервью Sputnik Азербайджан Джавадов, он родился и вырос в Евлахе. После армии вернулся на родину, где узнал о том, что начинается строительство БАМа. Он принял решение также стать одним из участников этой исторической стройки. На этот шаг его вдохновили успехи земляка Фармана Салманова, геолога, который открыл сибирскую нефть.
"Мне также хотелось достичь успехов, поэтому я отправился в комитет комсомола и включил свое имя в число желающих трудиться на БАМе. В комитете работал мой одноклассник, он сразу же позвонил в центральный комитет комсомола в Баку, и на следующий день в Евлах приехали его представители. Со мной побеседовали и предложили стать командиром комсомольского отряда от Азербайджана. Я собрался и приехал в Баку, откуда меня и отправили на БАМ. В нашем отряде было 87 человек", - рассказал Джавадов.
В марте 1975 года они прибыли на вертолете в поселок Улькан. Первый год было очень трудно, так как уроженцы Азербайджана не привыкли к холоду.
Но как бы ни было тяжело, после работы, по вечерам, они устраивали киносеансы, во время одного из которых Джавадов познакомился со своей будущей супругой. Они поженились, и там же, на БАМе, у них родился сын.
"После завершения строительства поселка Улькан мы вернулись в Азербайджан. В Баку у меня родилась дочь. Меня назначили начальником строительства Бакинского завода глубоководных морских оснований. Там я проработал четыре года, а потом узнал, что по указанию Гейдара Алиева азербайджанцы начинают строительство на БАМе второго поселка. Я, если можно так сказать, влюбился в БАМ, поэтому попросил, чтобы меня туда отправили. Меня назначили начальником строительства станции Ангоя", - рассказал Джавадов.
По его словам, после завершения строительства каждого очередного объекта Гейдар Алиев сам приезжал и все проверял. Он также оказывал всяческую помощь своим землякам.
После завершения строительства Джавадов решил остаться в России. Он и сейчас продолжает общаться с людьми, с которыми познакомился во время строительства БАМа.
"Мы все тогда были одной большой семьей", - добавил бамовец.
Семья Фатуллаевых
На БАМе работали целыми семьями. Одна из них - семья Фатуллаевых из Джалилабадского района, которая трудилась на этой легендарной стройке с первых дней. Как рассказал Sputnik Азербайджан Акиф Фатуллаев, там работали его младший брат, дядя, двоюродные братья и даже деверь.
"Я служил в России, поэтому много слышал о строительстве БАМа и то, что им руководит Гейдар Алиев. В 1983 году вернулся из армии в Джалилабад, а мой дядя, который уже работал на БАМе, тогда прилетел в отпуск. Он с таким восторгом рассказывал о стройке, людях, с которыми работал, что у меня сразу зародилось желание увидеть все своими глазами. Я полетел вместе с дядей", - рассказал Фатуллаев.
Спустя несколько лет он вернулся обратно на родину, чтобы жениться на любимой девушке, которая все это время ждала его, а после свадьбы они вернулись на БАМ уже вместе. По его словам, там его супруга научилась малярному делу и начала работать вместе с ним, как и жены других строителей. По его словам, они работали в 40-градусный мороз, но ни капельки не уставали.
"В 1989 году был организован большой фестиваль участников строительства магистрали. Представители всех национальностей демонстрировали свои национальные традиции, в том числе и мы, азербайджанцы. В этот день дул сильный ветер, но, несмотря на это, все сидели и ждали нашего выступления. На фестивале наш пехлеван показал несколько номеров, исполнили мы и азербайджанский танец. Зрители нам бурно аплодировали. Кстати, мы заняли на фестивале первое место", - рассказал ветеран БАМа.
По его словам, Гейдар Алиев никогда не забывал о своих земляках на БАМе. Каждый раз на праздник Новруз к ним приезжали из Азербайджана концертные бригады, в которые входили лучшие певцы. Общенациональный лидер отправлял на БАМ и поваров, чтобы они готовили национальные сладости.
"Все это навсегда осталось в нашей памяти, мы и сейчас с женой часто вспоминаем эти годы - тогда все было по-другому. Также по распоряжению Гейдара Алиева всем участникам из Азербайджана после трех лет работы на БАМе предоставляли квартиры в том районе, где они прописаны. Мой дядя получил квартиру, но, к сожалению, нам ее выдать не успели, так как были уже тяжелые 90-е годы", - отметил Фатуллаев.
В 1998 году он вновь приехал в Сибирь, проработал там два года. Встретился с земляками, которые до сих пор там живут, но потом все же вернулся на родину.
"Я не могу жить вдали от Азербайджана, поэтому никогда не возникало желания уехать отсюда навсегда", - добавил ветеран БАМа.