Декарбонизация и перспективы экспорта: Азербайджан осваивает производство электробусов
На территории Сумгайытского химпромпарка будет построен завод по производству электробусов с инвестициями в размере порядка $34 млн. Что это сулит экономике Азербайджана?
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенБАКУ, 7 июл — Sputnik. Сектор автомобилестроения в Азербайджане, который в последние годы переживает ренессанс, пополняется новыми проектами и инициативами, связанными в том числе с декарбонизацией экономики.
Стало известно, что в Азербайджане планируется запуск производства и экспорта электромобилей, в том числе электробусов. А на этой неделе были предприняты первые шаги в этом направлении: на встрече заместителя премьер-министра Азербайджана Шахина Мустафаева с исполнительным директором BYD Company Limited по коммерческим автомобилям Тиен Чунлон и директором ООО Electrify Azerbaijan Тариэлем Рустамовым была достигнута договоренность о запуске в следующем году в стране завода по производству электробусов.
Целью данного сотрудничества является пополнение автобусного парка Азербайджана за счет местного производства, а также развитие инфраструктуры электротранспорта, снижение вредного воздействия на окружающую среду и, соответственно, улучшение экологической ситуации.
Вклад в развитие цепочки добавленной стоимости
В рамках реализации соглашения BYD Company Limited планирует инвестировать в новые производственные мощности в Азербайджане с целью развития цепочки добавленной стоимости в экономике. Предусмотрено, что с 2026 года также будет налажено сотрудничество с азербайджанской стороной в производстве малотоннажных электрогрузовиков, электромобилей для коммунального хозяйства, легковых электромобилей, а с 2028-го - сборке аккумуляторов.
Кроме того, согласно соответствующему распоряжению президента Азербайджана, принято решение о закупке электробусов у компании, которая будет осуществлять их производство в стране. Сначала ООО BakuBus закупит у BYD 160 электробусов и 100 электрозарядных устройств. А после налаживания производства электробусов в Азербайджане спрос будет удовлетворяться за счет него.
Стоит отметить, что пайщиком проекта производства электробусов в республике выступает ОАО "Азербайджанская инвестиционная компания", партнером по проекту BYD в Азербайджане является ООО Electrify Azerbaijan.
Завод по производству электробусов будет построен на территории Сумгайытского химического промышленного парка и потребует инвестиций в объеме порядка $34 млн. С учетом внутреннего спроса и экспортных возможностей планируется производить 500 единиц в год.
Развитие не в ущерб экономике
Директор Института экономики, менеджмента и бизнеса, профессор Эльшад Мамедов считает, что развитие производственных мощностей по выпуску электробусов в Азербайджане нужно рассматривать в первую очередь в контексте всей энергетической и промышленной политики страны.
"Надо отметить, что Азербайджан в этом плане демонстрирует трезвый и адекватный подход, который основывается на научно обоснованных анализах, а не на спекуляциях и политических шоу, которые организовываются в целом ряде стран, в частности в Западной Европе. Мы развиваем альтернативную генерацию электроэнергии, пытаемся повысить долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем энергобалансе страны. Но вместе с тем мы не забываем о наших традиционных преимуществах в энергосекторе", - сказал Мамедов Sputnik Азербайджан.
По мнению эксперта, к транспортному рынку Азербайджана должен быть такой же рациональный подход. Так, развитие производства электромобилей и электробусов должно быть в центре внимания правительства и должно получить и финансирование, и необходимые инвестиции. В этом вопросе Азербайджан не должен отставать, и важно работать с ведущими корпорациями, которые присутствуют на этом рынке с тем, чтобы повысить долю таких транспортных средств на внутреннем рынке.
"Но вместе с тем здесь должен быть научно обоснованный подход, который бы предусматривал доступность данного вида транспортных средств абсолютному большинству населения Азербайджана", - считает Мамедов.
Кроме того, добавил эксперт, нужно поддерживать и бизнес, у которого должны быть соответствующие возможности для приобретения этих транспортных средств, а также доступ к электроэнергии из ВИЭ, потому что энергетика - это стержень экономики.
"И я более чем уверен, что здравый и рациональный подход нашего государства к развитию энергетической и промышленной сферы останется неизменным, что позволит нам получать конкурентные преимущества по указанным направлениям", - резюмировал экономист.
Экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью
Доцент кафедры "Международная экономика" Азербайджанского государственного экономического университета Эмин Гарибли считает, что инвестиции в сферу производства электробусов и электромобилей означают привлечение в страну современных и новых технологий, в которых Азербайджан очень нуждается.
"Наш рынок нуждается в электробусах, и мы на данном этапе активно их закупаем. Начало производства этого вида транспорта важно с точки зрения обеспечения внутренней потребности", - отметил экономист в беседе со Sputnik Азербайджан.
По словам эксперта, производство электробусов достаточно новый и неосвоенный сектор промышленности, поэтому для экономики Азербайджана важно локализовать на территории страны выпуск высокотехнологичной продукции, отвечающей целям Баку в связи с климатическими изменениями.
В то же время, считает Гарибли, производство электробусов в Азербайджане заинтересует и страны региона, в частности государства Центральной Азии, прикаспийского региона, Грузию и РФ.
"Названные объемы производства, которое планируется запустить на территории завода в Азербайджане, помогут стране повысить свой экспортный потенциал в сфере поставок продукции с высокой добавленной стоимостью", - подчеркнул экономист.