БАКУ, 6 июл — Sputnik. Международный транспортный коридор "Север-Юг" в последние годы выходит за рамки локального инфраструктурного проекта и превращается в инициативу, способствующую интеграции экономик евразийского пространства. Учитывая данную "миссию" МТК, желающих участвовать в этом проекте становится все больше.
Так, на встрече президента РФ Владимира Путина с эмиром Катара Тамимом Бен Хамадом Аль-Тани на полях саммита ШОС в Астане российский лидер пригласил Доху подключиться к МТК "Север-Юг".
Эмир государства Катар шейх Тамим бен Хамад Аль Тани, фото из архива
© Sputnik / Aleksey Nikolsky
/ Следует отметить, что разговоры о возможном подключении таких стран Персидского залива, как Катар и ОАЭ, к "Север-Юг" ведутся уже больше двух лет, и Доха активнее соседа по заливу ведет переговоры в этом направлении. При этом Катар обсуждает данный вопрос в основном с Ираном и Россией, но и Азербайджан участвует в этих переговорах. Так, на встрече министра цифрового развития и транспорта Азербайджана Рашада Набиева со своим катарским коллегой в сентябре 2023 года было заявлено, что Баку приветствует планы Дохи по участию в МТК "Север-Юг".
"Север-Юг" как пазл региональной транспортной сетки
Стоит отметить, что после того как страны Персидского залива проявили интерес к проекту "Север-Юг", арабские СМИ начали писать об МТК в свете его преимуществ против Суэцкого канала и морских перевозок в целом. Арабские эксперты считают, что участие в МТК позволит странам Персидского залива получить альтернативные морским перевозкам коридоры поставок. Вопрос становится еще более актуальным в свете продолжающихся угроз йеменских хуситов морской торговле.
Грузовики
© AFP 2024 / SAMEER AL-DOUMY
Кроме того, те транспортно-логистические проекты, которые сегодня реализуются на Ближнем Востоке, идеально ложатся в сценарий развития МТК "Север-Юг". Так, в октябре прошлого года, в рамках российской энергетической недели, РФ и Ирак обсудили вопрос интеграции инфраструктурных проектов "Путь развития" и "Север-Юг". Стороны тогда пришли к выводу, что эти два проекта дополняют друг друга, так как они обеспечат для экономики региона гибкость и устойчивость, снизят стоимость транспортировки грузов, увеличат скорость поставки товаров.
Отметим, проект "Путь развития" - это транспортно-логистический коридор, который будет состоять из железнодорожных и автомобильных дорог, он свяжет нефтеносные южные регионы Ирака со средиземноморскими портами Турции. Кроме того, проект, главными спонсорами которого, как ожидается, станут Анкара и страны Персидского залива, облегчит поставки товаров между производителями в Азии и потребителями в Европе.
Стоит отметить, что Катар - одна из сторон, которая заинтересована в реализации данного проекта, так как Доха при помощи инициативы стран Персидского залива "Железная дорога Залива" получит выход на сухопутный маршрут, ведущий, с одной стороны, к Средиземному морю, а с другой, благодаря интеграции в "Север-Юг", - на рынки России, Центральной Азии, Китая и Индии.
"Север-Юг" как катализатор инвестиций
Важно отметить, что в последние годы арабские страны Персидского залива увеличили инвестиции и проекты в РФ, странах Южного Кавказа и Центральной Азии. Так, на встрече в Астане эмир Тамим Бен Хамад Аль-Тани заявил, что инвестиции Катара в экономику РФ достигли $13 млрд и эту цифру планируется значительно увеличить.
В то же время арабские страны, в частности Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ, активно участвуют в реализации и инвестировании проектов в сфере энергетики, транспорта и логистики в странах Центральной Азии и Южного Кавказа.
В таком случае участие нефтедолларовых монархий в МТК и Транскаспийском коридоре (Средний коридор/ТМТМ), который планируется интегрировать в "Север-Юг", крайне важно для наращивания инвестиций и выстраивания цепочки поставок технологий.
Кроме того, присоединение Катара к "Север-Юг" предполагает не только использование МТК эмиратом, но и участие в финансировании строительства его инфраструктурных объектов.
То есть, становясь участником инициативы "Север-Юг", Катар, а далее, возможно, и другие страны Персидского залива, не только запустят для себя альтернативный маршрут импорта и экспорта, но и получат доступ к крупнейшей транспортно-логистической сетке региона, которая позволит увеличить участие этих стран в масштабных проектах на евразийском пространстве.