Дорогие продукты и дешевый манат: к чему может привести рост цен на бензин в Азербайджане
Неправильно под видом решения экологических проблем повышать цены на топливо, уверен эксперт.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенБАКУ, 28 июн — Sputnik. Если цены на топливо в Азербайджане вырастут, это в конечном итоге приведет к снижению курса маната. Об этом сказал эксперт-экономист Натиг Джафарли, комментируя сообщения о возможном росте в стране цен на бензин марки АИ-92.
"Для роста цен на бензин АИ-92 и дизтопливо нет никаких экономических оснований. Мы - нефтяная страна и не закупаем сырье (для производства топлива – ред.) за рубежом, у нас внутреннее производство, а цена нефти на мировом рынке с начала года не повышалась, она стабилизировалась в районе $80-85 за баррель", - сказал эксперт Sputnik Азербайджан.
По его мнению, неправильно под видом решения экологических проблем повышать цены на топливо.
"Если у нас столь щепетильно относятся к экологии, если у нас есть желание обновить автопарк страны, ускорить переход на электрические и гибридные автомобили, то следует проводить широкую агитацию для того, чтобы этот переход был плавным, органичным и естественным", - подчеркнул Джафарли.
Он также отметил, что в Азербайджане недостаточно развита инфраструктура, необходимая для функционирования электромобилей, более того, в регионах ее вообще нет.
"Сегодня льгот для электро- и гибридных автомобилей недостаточно, они распространяются лишь на автомобили, выпущенные за последние три года. А новые машины слишком дорогие, цены на них не соответствуют покупательной способности граждан. Все электромобили работают по одному и тому же принципу: и тот, что выпущен 10 лет назад, и тот, что сошел с конвейера вчера, – разницы нет. Тогда зачем устанавливать требование к году выпуска?!", – считает собеседник.
По его мнению, если и есть необходимость в каких-либо ограничениях, то можно исходить из пробега авто. Например, можно ввести такое правило: ноль пошлин, ноль налогов и ноль акцизов на электромобили с пробегом до 100 тыс. км, чтобы люди были заинтересованы покупать и привозить в страну именно такие машины.
По каким сферам ударит рост цен на топливо
"Но цена на электромобили – это одна сторона вопроса. Но есть и другая сторона - а есть ли у нас соответствующая инфраструктура для их использования? Почему ее не создают, почему не развивают? В регионах эта инфраструктура вообще отсутствует. Сделайте все это, активизируйте продвижение электромобилей на рынке и только потом говорите, что, мол, дизель вреден, мы поднимаем на него цену, чтобы он не вредил окружающей среде", - заявил Джафарли.
Эксперт уверен, что если повышение цен на топливо в Азербайджане произойдет, то это обязательно "аукнется" и в аграрном секторе, и в автоперевозках.
"Аграрная сфера и транспорт в стране работают на дизеле - ведь электротрактор или электрокомбайн не купишь. А как будет решаться вопрос с грузоперевозками? Затраты на топливо составляют 40% себестоимости сельскохозяйственной продукции и около 20% себестоимости грузовых и пассажирских перевозок. Так что в случае подорожания дизтоплива "автоматом" вырастут цены на сельхозпродукцию, подорожают продукты", - уверен Джафарли.
Экономист напомнил, что приближаются парламентские выборы, перед которыми, возможно, повышения цен не будет.
"Но если мы не дадим на этих выборах правительству сильный и четкий сигнал - меняйтесь, проводите реформы, - то во всех сферах, регулируемых государством, будет рост цен - это коммунальные услуги, общественный транспорт, топливо. И потом, в качестве вишенки на торте, подешевеет манат", - сказал экономист.
Отметим, что в последние дни стала распространяться информация о том, не за горами очередное повышение цен на бензин АИ-92 и дизтопливо. Сообщается, что рост цен на топливо будет направлен на защиту окружающей среды и стимулирование импорта электромобилей.
Напомним, в настоящее время литр бензина АИ-92 в Азербайджане стоит 1 манат, А-93 (премиум) – 2 маната, дизельного топлива – 0,8 маната.