Аналитика

Хаменеи перед сложным выбором: что ждет Иран после Раиси

Временно исполняющим обязанности Раиси стал вице-президент Мохбер, и многие аналитики предрекают ему победу на внеочередных выборах.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 20 мая — Sputnik. После подтверждения трагической гибели президента Ирана Эбрахима Раиси временно исполняющим его обязанности стал Мохаммед Мохбер, который занимал пост первого вице-президента.
Мохбер, согласно иранской конституции, будет находиться на посту президента в течение 50 дней до внеочередных выборов. Он уже пообещал, что правительство будет функционировать без перебоев, и многие аналитики предрекают ему победу на выборах.
Однако эксперты заметили, что гибель Раиси, несмотря на то, что он не являлся самым главным официальным лицом Ирана, все же приведет к некоторым изменениям в стране и поставит верховного лидера (рахбара) Али Хаменеи перед сложным выбором.

Раиси - доверенное лицо Хаменеи

Как известно, в политической иерархии Ирана самым важным человеком является верховный лидер Али Хаменеи - абсолютный авторитет, который фактически принимает ключевые решения во внутренней и внешней политике.
Однако президент и партия, которую он представляет, также играют значимую роль в политической жизни исламской республики, поскольку в целом внешний и внутренний курс страны определяется ими. Именно по этой причине срок полномочий президента ограничен четырьмя годами, и он может избираться только на два срока.
После исламской революции в 1979 году по сегодняшний день пост президента Ирана занимали в общей сложности восемь человек, и можно с уверенностью сказать, что внешнеполитический курс страны, как и внутренний, в основном оставался неизменным.
Эбрагим Раиси
Правда, во время предпоследнего президента-реформатора Хасана Рухани были предприняты шаги по нормализации отношений с Западом и началась реализация Совместного всеобъемлющего плана действий (Соглашение по иранской ядерной программе) с участием США. Однако реализация этого плана была прервана после выхода Вашингтона из него в одностороннем порядке в 2018 году, что считается провалом внешней политики реформаторов.
Собственно, неудачи во внешней политике и ухудшение экономической ситуации в Иране привели к тому, что на президентских выборах в 2021 году консерваторы во главе с Эбрахимом Раиси вновь пришли к власти, задвинув политические амбиции реформаторов в долгий ящик.
С другой стороны, Раиси никогда не был любимчиком народа - ему припоминали годы работы судьей в конце 1980-х годов, когда он часто без должного расследования выносил смертные приговоры. Большей частью приговоры выносились в отношении оппозиционеров, и, согласно данным правозащитников, в те годы разными судьями к казни были приговорены до 5 тыс. человек.
Однако большим плюсом для Раиси был тот факт, что он являлся доверенным лицом Али Хаменеи - оба они уроженцы священного для шиитов города Мешхеда, который является одним из религиозных центров. Кроме того, Раиси, так же как и Хаменеи, был "сеидом" - потомком пророка Мухаммеда.
Ходили даже слухи, что Хаменеи, который из-за возраста в последние годы сильно ослаб (рахбару 85 лет), готовит Раиси себе в приемники, однако судьба распорядилась иначе.

Непопулярный, но "сильный" Мохбер

Назначение Мохаммеда Мохбера на пост вице-президента Ирана стало первым решением Эбрахима Раиси в качестве президента в августе 2021 года. Новый временный президент Ирана имеет довольно интересный послужной список: 69-летний политик занимал пост главы отдела исполнения поручений Али Хаменеи, был председателем правления банка Sina, а также заместителем губернатора провинции Хузестан.
Мохбер имеет докторскую степень и степень магистра в области международного права и менеджмента. В данный момент он также является членом Совета по определению политической целесообразности - органа при Хаменеи, который занимается разрешением конфликтных ситуаций между Советом стражей конституции (надпарламентский орган власти) и меджлисом (парламентом). В некоторых случаях совет имеет право отменять решения, принятые парламентом.
Кроме того, Мохбер является ветераном ирано-иракской войны - он служил офицером в медицинском подразделении Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в годы войны. То есть у Мохбера достаточно неплохой рейтинг среди политической и военной элиты.
Эксперты отмечают: Мохбер многие годы управлял финансами высокопоставленных лиц Ирана, а также был ведущим экспертом Хаменеи и Раиси по руководству экономикой страны, что позволяло держать государство на плаву, несмотря на годы западных санкций.
Мохбер также успел побывать в санкционном списке - в 2010 году ЕС наложил на него санкции якобы из-за его причастности к "деятельности, связанной с ядерными и баллистическими ракетами". Однако два года спустя он был исключен из списка, но в 2018-м Министерство финансов США наложило санкции на банк Sina, обвиняя его в финансировании отрядов "Басидж" - добровольческих военизированных подразделений в составе КСИР.
На посту вице-президента Мохбер заведовал такими вопросами, как расширение взаимодействия с Россией, Китаем, арабскими и африканскими странами.
Так, в 2022 году Мохбер совершил визит в Россию, где, кроме военного сотрудничества, состоялось обсуждение и торгово-экономического взаимодействия.
Телекоммуникационная башня Милад в Тегеране, фото из архива
Он также провел встречу в прошлом году в Тегеране с помощником президента России Игорем Левитиным, с которым обсудил ряд важных экономических проектов, в том числе развитие международного транспортного коридора "Север-Юг", расчеты в национальных валютах, рост товарооборота и другие.
Эксперты считают, что, если Мохбер будет избран следующим президентом Ирана, курс на сближение с Россией, Китаем и африканскими странами будет продолжен. Кроме того, Иран, скорее всего, продолжит нормализацию отношений с Азербайджаном, с которым его связывают многочисленные экономические проекты.
В то же время ожидается, что Иран будет придерживаться довольно жесткой риторики в адрес Израиля из-за продолжающейся операции в секторе Газа, а поддержка антиизраильских сил - ХАМАС, йеменских хуситов, ливанской "Хезболлы" и иракских шиитских группировок - только усилится.
Более того, эксперты считают, что при Мохбере внешняя политика Ирана будет демонстрировать большее отдаление от Запада и интеграцию экономики с региональными странами. То есть Мохбер активнее и интенсивнее продолжит политику ультраконсерваторов по регионализации экономики страны.
При этом все понимают, что, в отличие от Раиси, который был также и духовным деятелем, Мохбер не располагает религиозным статусом. Впрочем, в ситуации, когда буквально недавно в Иране проходили волнения против религиозных деятелей и мулл, светский статус нового президента может стать скорее плюсом, чем минусом.

Сложный выбор Хаменеи

После гибели Раиси наиболее вероятным кандидатом на пост следующего рахбара является второй сын Али Хаменеи - достаточно молодой (56 лет) и амбициозный Моджтаба Хаменеи.
Моджтаба учился богословию у влиятельных аятолл и своего отца, и сегодня он преподает в религиозном центре шиитов в городе Кум. Однако, несмотря на религиозный авторитет, в конце 2009-х годов Моджтаба был замешан в политическом скандале.
Он активно поддерживал тогдашнего президента Махмуда Ахмадинежада и пытался повлиять на своего отца в вопросе его поддержки на президентских выборах в 2009 году. Оппозиционные иранские СМИ сообщают, что из-за излишней поддержки Ахмадинежада Али Хаменеи даже приказал ненадолго арестовать своего сына.
Однако конец политическому тандему Ахмадинежада и Хаменеи-младшего пришел в 2013 году, когда президент обвинил Моджтабу в хищении государственных средств.
Считается, что Моджтаба имеет огромное влияние на своего отца, то есть нынешнего рахбара, и активно примеряет на себя роль его преемника. Вместе с тем не все в Иране согласны с его кандидатурой, так как считают, что должность рахбара в стране не является наследственной и не должна становиться таковой.
Известно, что рахбар избирается Советом экспертов, но при этом кандидатуру Хаменеи-младшего поддерживают руководители КСИР и консерваторы. Это дает основание полагать, что Моджтаба все же может стать следующим высшим руководителем Ирана.
При этом ходят слухи, что и сам Хаменеи не был сторонником того, чтобы Моджтаба стал следующим рахбаром, и поэтому готовил на этот пост Раиси. Однако в нынешней ситуации, похоже, у Хаменеи не остается выбора.