Аналитика

США предупредили Индию о санкциях в аспекте договоренности по иранскому порту - ОБНОВЛЕНО

Индия намерена подписать соглашение с Ираном об управлении портом Чабахар и связать его с МТК "Север-Юг", важным звеном которого является Азербайджан.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 14 мая — Sputnik. Соглашение Индии и Ирана по совместной эксплуатации порта Чабахар не освобождено от применения санкций США, заявил на брифинге для журналистов заместитель официального представителя Госдепа Ведант Патель.

"Нам известно о подписании Индией и Ираном 10-летнего контракта о порте Чабахар. Санкции США в отношении Ирана остаются в силе, и мы продолжим их обеспечивать, - сказал чиновник. - Любой, кто рассматривает возможность заключения деловых сделок с Ираном, должен осознавать потенциальный риск, которому он подвергается, а также потенциальный риск санкций".

На вопрос, была ли освобождена Индия от возможных американских санкций в связи с этой сделкой, Патель ответил отрицательно.
В то же время он дал понять, что США будут учитывать внешнеполитические цели Индии при подписании данного соглашения с Ираном.
12:59
Стран, заинтересованных в транспортно-логистических проектах, проходящих через территорию Азербайджана, становится все больше. Вслед за Китаем Индия также рассматривает поставки своих товаров через азербайджанскую территорию.
По информации The Economic Times, Индия намерена подписать соглашение с Ираном об управлении в течение следующих 10 лет портом Чабахар и связать его с международным транспортным коридором "Север-Юг", важным звеном которого является Азербайджан.
Издание отмечает, что это первый случай, когда Индия возьмет на себя управление зарубежным портом. Соглашение рассчитано на 10 лет, и предусмотрено его автоматическое продление.

Индия меняет стратегию грузоперевозок

Следует отметить, что в отличие от Китая, который на протяжении более двух десятилетий активно развивает свои инициативы по расширению транспортных проектов в направлении Центральной Азии, Кавказа, Турции и Европы, Индия относительно позже включилась в логистическую гонку.
При этом Индия для выхода своих товаров на западные рынки в основном рассчитывала на морские пути через Аравийское и Красное моря, Суэцкий канал. Однако нынешняя ситуация в Красном море с нападением йеменских повстанцев - хуситов на торговые суда повлияла и на индийский экспорт, заставила страну активнее развивать наземные транспортно-логистические маршруты.
Так, согласно CRISIL Ratings, Индия несет убытки из-за необходимости обходить Красное море через мыс Доброй Надежды, из-за чего может потерять более $30 млрд экспорта в финансовом году, который завершился в марте.
При этом Индия и раньше планировала стать частью международных транспортных коридоров, в частности обнародованного в сентябре прошлого года экономического коридора Индия-Ближний Восток-Европа (IMEC). Проект с участием и Израиля получил поддержку США, которые пытались представить данный маршрут с Индией ответом на китайскую инициативу "Один пояс, один путь".
Однако всего через два месяца после презентации проекта началась очередная эскалация между Израилем и палестинским движением ХАМАС, вылившаяся в полноценную войну. Естественно, реализация проекта IMEC была отложена в долгий ящик.
Грузовики в Индии

Армения пытается перетянуть Индию в свой коридор

В то же время Индии не раз поступали предложения от Еревана подключиться к транспортному маршруту Иран-Армения-Грузия-Черное море, и Нью-Дели даже проявлял интерес к этому проекту.
Однако разговоры о данном маршруте ведутся между Ираном и Арменией уже более восьми лет, и пока ни к какому конкретному соглашению они не привели. Даже армянские эксперты признают: проект МТК из Ирана в Европу через Армению и Грузию, который также называется "Персидский залив-Черное море", слишком дорогой и сложный с точки зрения реализации.
Кроме того, в Иране и Армении наблюдаются серьезные проблемы с логистикой и инфраструктурой, а также с синхронизацией работ таможенников стран-участниц проекта.
В случае участия в данной инициативе Индии пришлось бы вложить немало денег в инфраструктурные проекты Армении и Ирана. Возможно, именно поэтому Нью-Дели не спешил с ответом Армении и приглядывался к альтернативным маршрутам.
Грузовики в Индии

Чабахар - важный для Индии порт

Иранские порты с выходом в Оманский залив имеют особое значение в реализации МТК "Север-Юг". В частности, порт Чабахар, расположенный в Оманском заливе, находится достаточно близко к Индии, вне Персидского залива, и имеет более выгодное географическое расположение.
Именно благодаря своей значимости порт Чабахар всегда был в поле зрения Нью-Дели, который инвестировал в разные годы в развитие его инфраструктуры около полумиллиарда долларов.
Получив управление портом Чабахар, Индия сможет активнее использовать МТК "Север-Юг", в частности его западный маршрут через территорию Азербайджана.
Почему именно через территорию Азербайджана? Ответ прост: ведь именно на азербайджанской территории "Север-Юг" фактически интегрируется в другой важный для Индии проект - Транскаспйский маршрут (Средний коридор/ТМТМ), который связывает производителей глобального Юга с потребителями в Европе.
Порт Чабахар
Проект уже активно работает и дорабатывается странами-участницами. Кроме того, в отличие от маршрута, который предлагает Армения, тут не нужно ничего строить или развивать инфраструктуру. То есть Индии не придется инвестировать в модернизацию данного проекта.
Стоит отметить, что, в частности, завершены работы по модернизации участка Среднего коридора - железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, благодаря чему пропускная способность проекта увеличилась с 1 до 5 млн тонн в год.
Таким образом, после завершения строительства участка Решт-Астара на территории Ирана западный маршрут МТК "Север-Юг" сможет предложить грузоотправителям из Индии улучшенную инфраструктуру. А интеграция со Средним коридором в Азербайджане откроет путь индийским поставщикам на западные рынки.
Новости
Вице-премьер России объяснил, почему рынки ЕАЭС и СНГ привлекательны для Индии