БАКУ, 23 апр — Sputnik. Развивая сотрудничество с азиатскими странами, Азербайджан уделяет особое внимание партнерству с Пакистаном, которое основано не только на политическом взаимодействии, но и экономических выгодах как для Баку, так и Исламабада.
Так, сегодня Азербайджан и Пакистан сотрудничают по таким важным направлениям, как международные транспортно-логистические проекты, энергетика, торговля и финансы.
В то же время следует отметить, что товарооборот двух стран находится на довольно низком уровне по сравнению с потенциалом, которым обладают страны. По итогам 2023 года торговый оборот Азербайджана и Пакистана составил $27 млн, снизившись по сравнению с 2022-м на $1 млн. Однако относительно 2021 года, когда товарооборот двух стран составлял всего $11,7 млн, можно сказать, что за последние два года торговля двух стран заметно увеличилась.
При этом Баку и Исламабад намерены подписать ряд соглашений, которые позволят странам увеличить торговлю. Так, посол Азербайджана в Пакистане Хазар Фархадов заявил на встрече с президентом Торгово-промышленной палатой Карачи (KCCI) Ифтихаром Ахмед Шейхом, что Баку и Исламабад готовят два соглашения о транзитной и преференциальной торговле между странами, которые способствуют улучшению торговых связей.
Вид на Исламабад, фото из архива
© AFP 2024 / AAMIR QURESHI
Что может предложить Исламабад Баку?
Следует отметить, что несмотря на слабые экономические показатели Пакистана, которые усугубились такими факторами, как глобальная инфляция, обесценивание национальной валюты, а также нестабильная политическая ситуация, Исламабад обладает колоссальными природными богатствами и располагает широкими возможностями для участия в мировых транспортно-логистических проектах. В стране также развита фармацевтическая, сельскохозяйственная и текстильная промышленность, и эти сферы обеспечивают главные статьи экспорта в Азербайджан.
Так, например, импорт такого важного для Азербайджана продукта, как рис, в основном идет из Пакистана - в 2023 году поставки пакистанского злака в страну удвоились и составили 2,5 тыс. тонн.
Причиной такого роста является принятое в 2022 году решение Кабинета министров Азербайджана об освобождении риса, импортируемого из Пакистана, от таможенной пошлины сроком на пять лет.
Данное решение было принято на фоне ожидаемого в 2022-2023 годах в мире дефицита риса в объеме 8,7 млн тонн. Этим решением Азербайджан обеспечил беспрерывные поставки риса в страну по приемлемым ценам.
Кроме риса, Азербайджан импортирует из Пакистана ряд важных товаров, в основном овощи, фрукты, злаки, лекарственные препараты и текстильную продукцию. Поэтому подписание соглашения о преференциальной торговле, наряду с ростом товарооборота Азербайджана и Пакистана, также обеспечит бесперебойные поставки ряда пакистанских товаров, которые отличаются конкурентными ценами и хорошим качеством.
Пакистан - площадка для роста SOCAR
Азербайджанская Государственная нефтяная компания - SOCAR сегодня является крупным поставщиком сжиженного природного газа в Пакистан. Так, из-за энергетического кризиса, который наблюдался в Европе в 2021-2022 годах, поставщики СПГ перенаправили свой экспорт на европейский рынок, лишив Пакистан законтрактованных объемов сжиженного газа. В результате Исламабад столкнулся с жестким дефицитом энергии, который привел к веерным отключениям электроэнергии и сокращению производства.
Помощь Исламабаду в борьбе с энергокризисом предложила SOCAR, которая в 2023 году заключила контракт с пакистанской Pakistan LNG Limited (PLL) для поставок СПГ. Тут стоит отметить, что SOCAR, которая является трейдером СПГ, а не производителем, поставляет топливо в Пакистан на гибких условиях с кредитной линией на 30 дней.
Кроме того, Госнефтекомпания Азербайджана планирует расширить сотрудничество с Пакистаном и в нефтепереработке. Так, министр нефти Пакистана Мусаддик Малик заявил в прошлом году, что Азербайджан может стать одним из участников и инвесторов строительства нефтеперерабатывающего завода в стратегически важном порту Гвадар.
Главными инвесторами проекта являются Саудовская Аравия и Китай, ожидается, что Баку также может вложиться в проект НПЗ в Гвадаре стоимостью $10 млрд. Тем более что у Госнефтекомпании Азербайджана уже имеется опыт инвестирования в НПЗ в Турции, где вложены миллиарды долларов в завод Star в Измире.
Рост товарооборота через налаженную логистику
Благодаря своему географическому расположению Пакистан может подключиться к международному транспортному коридору "Север-Юг", который проходит через территорию Азербайджана. Так, пакистанские порты, которые сегодня активно развиваются иностранными компаниями, выходят в Индийский океан. Через эти порты может открыться альтернативная дорога для российских и азербайджанских товаров в Юго-Восточную Азию, что особенно актуально в свете наблюдающегося кризиса в Красном море.
Через Пакистан товары, которые поступали бы по МТК "Север-Юг", можно поставлять дальше по Среднему коридору (ТМТМ) в страны Центральной Азии и Китай, что фактически означает интеграцию двух транспортно-логистических проектов.
Пассажирский самолет AZAL
© Photo : AZAL
Учитывая это, соглашение о транзитных перевозках, которое готовится к подписанию между Азербайджаном и Пакистаном, создает базу для облегченного грузопотока в рамках двух важных региональных транспортных коридоров.
Вместе с тем Азербайджан также расширяет воздушное сообщение с Пакистаном - в этом месяце Azerbaijan Airlines (AZAL) совершила первый прямой рейс в крупнейший город Пакистана Карачи. Ожидается, что начало осуществления авиарейсов из Баку в крупный пакистанский город, вместе с уже действующими авиарейсами между странами, приведет к росту туристического потока и торгового оборота двух стран.