БАКУ, 18 апр — Sputnik. Франция отозвала своего посла в Азербайджане для консультаций. В результате и без того не самые простые отношения между Баку и Парижем осложнились еще сильнее. Свое решение французская сторона объяснила "односторонними действиями" Баку, которые якобы наносят ущерб отношениям двух стран. Баку, в свою очередь, обвинил Париж в попытке разговаривать "на языке угроз и давления".
Что стоит за отзывом французского посла?
Абсурдность ситуации состоит в том, что дипломатический демарш совершен стороной, которая всячески попирает права оппонента и требует от него выполнения несовместимых с международным правом требований. Париж настаивает, чтобы Баку вернул в Азербайджан тех, кто не является гражданами страны и в сентябре 2023 года по собственной воле покинули ее территорию, предоставить им особые привилегии, оставить собственные территории на границе с Арменией, которые Ереван называет своими, отказаться от возвращения восьми населенных пунктов, до сих пор находящихся под армянской оккупацией. При этом Франция отказывается видеть проблему нескольких сотен тысяч азербайджанских беженцев, которые составляли большинство в нескольких регионах Армении, но были насильственно изгнаны из мест исторического проживания в конце прошлого века.
К сожаленью, это не единственный факт французской предвзятости. Слишком уж большим получается перечень, суть которого в том, что Париж беззастенчиво меняет местами жертву и преступника. Пытаясь выставить Азербайджан нарушающим принципы международного права, Франция изначально обрекает себя на поражение в дипломатической, политической и правовой плоскости. Деятельность Парижа в данном направлении интенсифицировалась после 44-дневной войны 2020 года, в итоге которой Азербайджан восстановил свою территориальную целостность. Французы оказались не готовы к такой реальности, что породило агрессивность в отношении Баку в политических кругах этой страны.
Будучи одним из посредников в армяно-азербайджанском конфликте, Франция долгое время делала все для сохранения статус-кво в регионе, при котором под контролем Еревана находилось около 20% территории Азербайджана. Все попытки Баку разрешить конфликт политическим путем наталкивались на сопротивление не только со стороны Армении, но и защищающей агрессора Франции. Такое поведение Парижа было призвано укрепить ее позиции в регионе. Стоит напомнить, что Парижу уже удалось заставить “плясать под свою дудку” Пашиняна и “назначить” гражданку Франции президентом Грузии. Непоколебимой осталась только позиция Баку, выверенная победоносная политика которого серьезно подорвала амбиции Макрона в регионе. Это послужило еще одним фактором ожесточенно агрессивной политики Парижа, которую мы наблюдаем с осени 2020 года.
Французский атака на Кавказ: защита армян или продвижение своих интересов
Франция рвется на Кавказ с целью получить конкретные рычаги воздействия на ситуацию в регионе. Это необходимо ей для воздействия на своих глобальных соперников, в роли которых Париж видит Россию и Турцию. Для достижения поставленных целей Париж не прочь воспользоваться потенциалом ЕС, что мы и наблюдаем.
“Франция, которая традиционно пытается сохранить гегемонию в Средиземноморье, пытается открыть против Турции второй фронт. Это продиктовано тем, что Турция наращивает свои военно-политические и экономические возможности в Средиземноморском регионе, что откровенно раздражает Францию, которая полна амбиций сохранить свою гегемонию в Средиземном море”, - считает бывший министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров.
В доказательство сказанного министр приводит пример сближения Франции с Грецией, торговлю оружием с Египтом, активизацию в ливийском направлении. В последнее время основным соперником в данном регионе в Париже видят Турцию, с чем и связаны попытки отвлечь и ограничить возможности Анкары в международной сфере созданием напряженности на Кавказе.
Бывший министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаро
© Photo : From the personal archive of Tofig Zulfugarov
“К сожаленью, не вникшая в суть французских инициатив Армения согласилась на участие в интригах Парижа”, - отмечает Зульфугаров.
При этом не стоит забывать и о раздражающих Францию факторах на самом Кавказе, напоминает экс-министр.
“В регионе выстроился тандем Турция-Азербайджан, создано Содружество тюркских государств, что является раздражителем для многих мировых игроков. На этом фоне Франция формирует элементы давления как на Азербайджан, так и на Турцию”, - отмечает Зульфугаров.
Сдерживающие факторы, которые необходимо учесть Франции и Армении
Попытки Парижа усилить свои позиции в регионе мотивированы и тем, что геостратегические интересы Франции требуют уделить пристальное внимание региону Центральной Азии. После провала французского неоколониализма в Африке, Париж лишился сырья для своей атомной энергетики, которым страну обеспечивали африканские государства. Замена поставок из Африки происходит за счет разработок месторождений урана в Казахстане и Узбекистане. С учетом наличия российско-украинского конфликта, логистические цепочки между Европой и Центральной Азией претерпели изменения, и доставка сырья из стран Центральной Азии во Францию осуществляется посредством Среднего коридора, который пролегает через территории Азербайджана, Грузии и Турции.
“В такой ситуации Франции просто необходимо найти общий язык с Азербайджаном и Турцией. С учетом того, что попытка взять оппонентов “нахрапом” заканчивается неудачей, на каком-то из этапов Франция окончательно осознает возникшую ситуацию и будет вынуждена договариваться с Азербайджаном”, - считает Тофик Зульфугаров.
Это долгий процесс и происходящие события составляют один из этапов данного процесса, считает специалист. Стоит отметить, что в случае договоренности между сторонами, Армения может оказаться мягко говоря, в неловком положении.
Ведь тогда придется находить общий язык со всеми региональными странами, включая, Азербайджан, Турцию и Россию, между которыми, к слову будет сказано, существуют крепкие взаимоотношения стратегического характера, нацеленные на установление крепкого мира в регионе, который считается залогом успешного развития всех стран.