БАКУ, 7 апр — Sputnik. Пятого апреля 1906 года в свет вышел первый номер журнала "Молла Насреддин". Одним из основателей знаменитого издания, оказавшего огромное влияние на укрепление демократических тенденций в литературе стран Ближнего Востока, был Омар Фаиг Неманзаде.
Просветитель, написавший в начале ХХ века блистательные страницы истории азербайджанской печати и направивший ее в русло развития в чрезвычайно непростых условиях, сыграл исключительную роль в ее подъеме на качественно новый уровень. Основание типографии "Гейрят", ставшей знаменательной вехой в литературно-культурной жизни, и уже упомянутого журнала "Молла Насреддин" является неотъемлемой частью напряженной и плодотворной деятельности публициста. Как и многие исторические личности того времени, Омар Фаиг Неманзаде стал одной из жертв репрессий советского режима 1930-х годов…
О роли в становлении журнала и о творчестве Омара Фаига рассказала АЗЕРТАДЖ его правнучка Ульвия Пепинова, проживающая в Великобритании. Она ведет мемориальный проект своего прадеда и активно продвигает культурное наследие Азербайджана как представитель азербайджанской диаспоры Великобритании.
По ее словам, Омар Фаиг Неманзаде и Мирза Джалил Мамедгулузаде были не просто "коллегами по цеху", но и настоящими друзьями и единомышленниками. По свидетельствам бабушки Пепиновой - Кямили Неманзаде, дочери Омара Фаига, и жены Джалила Мамедгулузаде Гамиды-Ханум, Омар Фаиг оставался близким другом Джалила Мамедгулузаде.
"Омар Фаиг похоронил своего друга... В кругу нашей семьи мы очень ценим память дружбы и профессиональные отношения Мирзы Джалила с Омаром Фаигом", - рассказывает Ульвия Пепинова.
Однако роль Омара Фаига Неманзаде как учредителя, основателя и автора журнала была стерта до такой степени, что порой его имя не упоминают как причастное к журналу. Но любому интересующемуся историей печати Азербайджана и, в частности, историей журнала "Молла Насреддин" и издательства "Гейрят", станет ясно, что это далеко не так. Омар Фаиг имеет прямое и непосредственное отношение как к самой идее зарождения, основания и издательства журнала, так и к созданию текстов и наполнению издания содержанием журнала.
В последней фазе своего существования, после 1921 года, журнал стал инструментом советской пропаганды, и к тому времени Омар Фаиг в этом новом измененном журнале не работал – он отказался от участия в советском варианте "сатиры".