БАКУ, 5 апр — Sputnik. Строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, несмотря на растущую стоимость проекта, может начаться уже в этом году - теперь он оценивается в $8 млрд, тогда как всего год назад оценивался в $3 млрд.
При этом премьер-министр Кыргызстана Акылбек Жапаров сообщил, что $8 млрд - это еще предварительная оценка. Эксперты не исключают, что стоимость реализации проекта может вырасти еще на пару миллиардов долларов в процессе строительства.
Однако, судя по риторике Китая, проект все же будет реализован, несмотря на высокие затраты и сложности, связанные с объемом работ на территории Кыргызстана.
Флаг Кыргызстана
© Sputnik / Tabyldy Kadyrbekov
Зачем Китаю еще один коридор?
Для КНР выход своей продукции на европейский рынок является вопросом первостепенной важности для достижения экономических и производственных целей, и в этом смысле транспортные коридоры и их диверсификация крайне важны для Пекина.
При этом, учитывая сложную геополитическую ситуацию, когда китайский транзит через Россию сталкивается со сложностями, вызванными западными санкциями против РФ, а поставки через Красное море находятся под угрозой из-за действий йеменских повстанцев-хуситов, создание как можно больших вариантов выхода на мировой рынок для Пекина приоритет.
Тем более что проект ж/д Китай-Кыргызстан-Узбекистан фактически предполагает объединение железных дорог трех стран, и тут львиная доля работ придется на строительство и модернизацию кыргызской инфраструктуры. В целом в рамках реализации проекта в Кыргызстане нужно будет построить участок магистрали протяженностью 270 км, а в Китае подготовить недостающие участки в направлении кыргызской границы.
Контейнеры грузового поезда
© iStock.com / Artem_Egorov
Что касается плюсов от реализации проекта для Кыргызстана и Узбекистана, то тут, без всякого сомнения, выиграют все участники. Так, Бишкек получит современную железнодорожную транспортную систему, а также значительно увеличит прибыль от развития транзитных перевозок через страну. Для Узбекистана также важно диверсифицировать пути импорта товаров из Китая, которые традиционно идут через Казахстан.
В целом автотранспортный транзит Китай-Кыргызстан-Узбекистан уже пользуется спросом, и перевозки в этом направлении показали рост почти в семь раз за последние два года.
Кто оплатит проект?
Проект железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан обсуждается с 2017 года, однако главной загвоздкой в его реализации остается вопрос финансирования. Так, Кыргызстан и Узбекистан ожидали, что финансирование проекта возьмет на себя Китай, который является главным инициатором и инвестором большинства транспортных коридоров в регионе.
С другой стороны, Китай уже вложил и продолжает вкладывать миллиарды долларов в реализацию инициативы "Один пояс, один путь", в рамках которой не только осуществляются транспортно-логистические проекты по маршруту нового Шелкового пути, но и создаются энергетические и промышленное объекты в странах-участницах инициативы.
Строительство железной дороги, фото из архива
© Azerbaijan Railways CJSC
Данная инициатива и так требует колоссальных затрат от Китая, и на фоне более медленного, чем ожидалось, восстановления китайской экономики вложение дополнительных средств в инфраструктуру Кыргызстана не соответствует планам Пекина.
При этом власти Кыргызстана предложили коллегам по проекту два возможных варианта финансирования: по линии государственно-частного партнерства в формате Build-Operate-Transfer (строй-эксплуатируй-передай) или путем привлечения кредитов или займов от международных финансовых институтов.
Понятно, что большую часть привлеченного займа, скорее всего, придется выплачивать Кыргызстану, на долю которого и приходится в основном строительство в рамках проекта. А внешний долг Кыргызстана и так растет - по итогам прошлого года он составил около $4,6 млрд.
Эксперты отмечают, что вопрос финансирования - именно тот фактор, который тормозит реализацию проекта ж/д Китай-Кыргызстан-Узбекистан, а рост стоимости инициативы только усугубляет ситуацию. Однако не исключается, что растущая потребность Китая в диверсификации маршрутов экспорта может привести к тому, что китайские фининституты все же выделят льготный кредит на данный проект или привлекут других инвесторов, возможно даже нефтедоллары с Ближнего Востока.
Что сулит Азербайджану данный проект?
Проект железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан находится в центре внимания и Азербайджана, который благодаря свои логистическим возможностям становится центром транзита между Европой и Азией.
Так, после строительства и запуска данной магистрали она будет интегрирована в транспортную систему Казахстана или Туркменистана с последующим выходом к Каспийскому морю. А оттуда дальнейший маршрут может идти через территорию Азербайджана, Грузии и Турции в Европу или через западную (с участием Азербайджана) ветвь МТК "Север-Юг" в РФ.
В любом случае, запуск железной дороги между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном станет дополнительным бонусом для Азербайджана, который, привлекая новые объемы грузов из КНР, усилит свою транзитную роль и увеличит прибыль. Тем более что для перевалки больших объемов международных грузов Азербайджан активно модернизирует и расширяет свои возможности.
Таким образом, 7-13 млн тонн грузов, которые, как планируется, будут отправлены по ж/д Китай-Кыргызстан-Узбекистан, могут стать еще одним катализатором развития транспортно-логистической и транзитной сферы Азербайджана.