ЧПУ: https://sputnik.az/20240330/mdb-olkelerinde-radikal-teskilatlara-meylliliyi-artiran-meqamlar-hansilardir-463586751.html
Тайтл: Эльвин Салимов
Подводка: В настоящее время Азербайджан является участником всех 12 существующих международных конвенций по борьбе с терроризмом.
БАКУ, 3 апр — Sputnik. Кровавый теракт, совершенный 22 марта в "Крокус Сити Холле" в подмосковном Красногорске, еще раз подтвердил важность решительной борьбы с радикальными экстремистскими организациями. Особое возмущение вызывает то факт, что террористы стали инструментом в руках мировых держав. Ведь ни для кого не секрет, что борьба с глобальным терроризмом на самом деле используется для обслуживания их стратегических интересов.
Террор - инструмент запугивания
Сегодня терроризм используется во всем мире как наиболее эффективный инструмент запугивания масс. Масштабы, которые достиг глобальный терроризм за последние 30 лет, позволяют понять, насколько вырос уровень его опасности.
Сегодня отношение к терроризму и террористам в мире фактически формируется на основе стратегических интересов. Движения, которые в одних странах мира считаются террористическими организациями, в других рассматриваются как реальные политические силы.
Период "арабской весны" является годами "нового расцвета" терроризма. Беспощадные атаки, осуществленные террористической организацией ИГИЛ* в Ираке, Сирии и других странах, выявили интересные факты, касающиеся политической и экономической базы терроризма.
Эксперты отмечают, что человеческие ресурсы террористических организаций обеспечиваются за счет экономически слабых стран. В то же время их источником являются те государства, где существуют идеологические пробелы и где отношения между гражданами, государством и религией не регулируются должным образом.
Радикализация населения в мусульманских странах СНГ
На пространстве Содружества независимых государств в числе приоритетов всегда была совместная борьба с террористическими угрозами.
После распада СССР в мусульманских странах СНГ возникла благодатная почва для радикализации населения. Свои плоды принесла и деятельность миссионеров, приезжавших из-за границы. Еще в 90-е годы прошлого века деятельность радикальных и террористических организаций на территории СНГ была предвестником нарастающей опасности.
Сегодня три страны Центральной Азии - Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан - расположены по соседству с Афганистаном и находятся непосредственно на линии соприкосновения с экстремистскими силами, которые формируют и поддерживают радикальные вооруженные группировки в Центральной и Южной Азии.
Возникновение этой "трясины" связано со слабостью государственных институтов, экономики, бедностью населения, высоким уровнем безработицы на фоне высокой рождаемости, повсеместной неграмотностью, крахом традиционных социальных институтов. Риски усиление радикальной идеологии создают также свободный оборот наркотиков и нелегального оружия, изоляция этих стран от остальных.
Удар по позициям ИГ* в Сирии
© AP Photo / Vadim Ghirda
Сегодня экстремистские силы за счет финансовых вливаний пытаются создать себе прочную базу в некоторых странах СНГ. Формирование социальной базы террористических организаций может происходить и за счет создания идеологических основ. С этой точки зрения несложно собрать большие массы людей вокруг радикальных группировок, имеющих доступ к огромным финансовым ресурсам. Такое идеологическое и экономическое влияние радикальных группировок позволило использовать человеческие ресурсы в своих целях. В результате за последние десятилетия тысячи граждан стран СНГ воевали в Сирии и Ираке в составе ИГИЛ* и других экстремистских и террористических организаций.
Необходимость совместной борьбы терроризмом
Среди стран СНГ в наибольшей степени столкнулся с угрозой терроризма Таджикистан. Эта страна активизировала свои усилия по борьбе с террористами после того, как в августе 2021 года талибы захватили власть в Афганистане, с которым Таджикистан имеет общую границу протяженностью 1357 км.
Официальный Душанбе заявляет, что терроризм в основном исходит с севера Афганистана, где "гнездятся" тысячи радикальных экстремистов. Главную озабоченность Таджикистана вызывают группировки ИГИЛ* "Провинция Хорасан" и "Джамаат Ансарулла", действующие из Афганистана и пытающиеся свергнуть таджикское правительство и создать в стране исламское государство.
По данным Контртеррористического комитета Совбеза ООН, по меньшей мере 1000 граждан Таджикистана отправились в зоны конфликта в Сирии и Ираке. Кроме того, большое количество их присоединилось к террористическим группировкам, действующим в приграничных районах Афганистана и Пакистана. В число этих групп входят региональные ячейки "Талибана", Исламского движения Узбекистана (также известного как Исламское движение Туркестана) и ИГИЛ*. Сообщается, что террористические и экстремистские группировки вербуют новых членов из числа многочисленной таджикской диаспоры за рубежом и трудовых мигрантов.
Страны СНГ хорошо осознают угрозу терроризма. Чтобы не допустить усиления радикальных ответвлений ислама в этих республиках, местные правительства ужесточают меры противодействия. В частности, вводятся запреты на деятельность радикальных религиозных течений и ношение одежды, не соответствующей национальным традициям.
Граждане Азербайджана, попав под влияние радикальных экстремистских сил, также участвовали в боевых действиях в зонах различных конфликтов.
По информации, предоставленной МВД Азербайджана в ходе встречи с представителями Международной организации по миграции в октябре 2018 года, из республики в Сирию и Ирак, влившись в состав террористических организаций, отправились 1477 человек (1136 мужчин и 341 женщина). Погибшими или пропавшими без вести считаются 903 человека (749 мужчин и 154 женщины). В настоящее время Азербайджан является участником всех 12 существующих международных конвенций по борьбе с терроризмом.
Подытоживая вышеизложенное, можно сказать, что реализация скоординированных механизмов расширения антитеррористической деятельности в странах СНГ стала необходимостью. При этом следует учитывать механизмы, используемые для привлечения новых членов в глобальные террористические организации. Установлено, что процесс их вовлечения осуществляется преимущественно за счет фондов с большими финансовыми возможностями.
Эти фонды, получившие влияние в местных сообществах главным образом за счет благотворительных акций, продолжают свою дальнейшую деятельность в соответствии со своей идеологической ориентацией. Но неверно связывать всех, кто примкнул к радикальным экстремистским силам, с экономической зависимостью.
Потому что, как мы это видим на примере ИГИЛ*, и граждане развитых стран Запада также могут стать членами радикальных террористических организаций. И это связано прежде всего с "результатами" идеологической работы, проводимой в этих сообществах.
*запрещенная в России террористическая организация