Аналитика

Много слов, мало действий: что скрывается за растущим интересом ЕС к Туркменистану

В марте глава туркменистанского МИД Рашид Мередов совершил визит в Бельгию и Италию, где было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 31 мар — Sputnik. За последние два года Центральная Азия стала "Меккой" для западных министров и чиновников разной величины - многочисленные визиты и переговоры с руководителями центральноазиатских государств являются попытками удержать регион в своей сфере влияния.
При этом, в качестве "пряника" для стран региона предлагаются развитие импортно-экспортных операций, сотрудничество в сфере энергетики и транспорта, а также вовлечение их в различные инвестиционные соглашения и проекты.
Отдельный интерес у Запада вызывает Туркменистан, богатый энергетическими ресурсами, имеющий торговые порты и выход к морю, а также активный участник международных транспортных коридоров. Так, в марте министр иностранных дел страны Рашид Мередов по приглашению европейской стороны совершил визит в Бельгию и Италию, где было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Туркменистаном и ЕС.
По возвращению из Европы Мередов проинформировал президента Сердара Бердымухамедова о ряде запланированных масштабных визитов представителей Евросоюза, которые позволят углубить сотрудничество Брюсселя с Ашхабадом.

Что ЕС предлагает Туркменистану?

Евросоюз часто играет на чувствах Ашхабада, заявляя о намерении импортировать туркменский газ – понимая значение диверсификации поставок для туркменского руководства, европейские чиновники периодически говорят о планах создать необходимую инфраструктуру для закупки топлива.
При этом, предложенная Азербайджаном, Туркменистаном и Турцией схема поставок со строительством Транскаспийского газопровода не нашла поддержки со стороны ЕС. Только в некоторых случаях, когда было необходимо получить благосклонность Ашхабада, отдельные еврочиновники периодически манипулируют вероятностью реализации проекта. По факту, дальше разговоров вопрос строительства трубопровода не сдвинулся, а его реализацию и Баку, и Ашхабад мысленно убрали в ящик "нереализованных европейских хотелок".
Вид на город Ашгабад
Однако настроенный на диверсификацию экспорта Туркменистан не оставляет попыток доставить свое "голубое топливо" на европейский рынок. Так, в прошлом году, после переговоров с Турцией и Ираном, была объявлена альтернативная схема со своповыми поставками туркменского газа. Планируется, что Туркменистан будет поставлять его в Иран, а Тегеран, в свою очередь, будет экспортировать аналогичные объемы в Турцию. Оттуда газ, как ожидается, по Трансанатолийскому (TANAP) газопроводу будет экспортироваться в Европу.
Впрочем, заявление Ашхабада о возможной реализации свопового экспорта никакой реакции со стороны ЕС не вызвало. Возможно, это связано с присутствием в экспортной схеме подсанкционного Ирана. Но скорее всего, Брюссель, который держит курс на снижение потребления газа в своем энергобалансе, не заинтересован в контрактах по закупке "голубого топлива" из нового источника.
Несмотря на это, во время визита в ЕС глава туркменского МИД получил сигнал о том, что Брюссель готов к созданию рамочного соглашения об энергетическом сотрудничестве, которое предполагает и формирование бюрократической основы, предшествующей любым долгосрочным сделкам по поставкам природного газа.
Однако понимания, что Туркменистан по сути уже не очень и доверяет обещаниям о газовых контрактах, Мередову также заявили о планах по взаимодействию в сфере "зеленых технологий", в частности в разработке и экспорте водорода.
Другим важным аспектом сотрудничества для ЕС со странами Центральной Азии являются транспортно-логистические коридоры, которые также обсуждались на встречах Мередова в Европе. Развитие партнерства в этой сфере, учитывая вызовы, которые стоят перед мировой логистикой, является едва ли не самым главным вопросом для ЕС в обеспечении непрерывности цепочек поставок и продовольственной безопасности.
Так, один из крупнейших портов Каспия – Туркменбаши – с годовой мощностью перевалки 17 млн тонн грузов, с одной стороны предлагает транзит и диверсифицирует маршруты Транскаспийского транспортного маршрута (Средний коридор). С другой стороны, активное использование туркменского порта позволит таким странам, как Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан наладить торговлю с ЕС, что соответствует целям Брюсселя по расширению своего влияния в Центральной Азии.
Ряд СМИ сообщают, что Ашхабаду нужно около 1,5 млрд долларов инвестиций для модернизации и расширения возможностей Туркменбаши, и не исключается, что финансирование будет направлено с Запада - для расширения своего присутствия в каспийских портах ЕС не пожалеет денег.
Газоперерабатывающий завод

Что Брюссель просит взамен?

"Справедливости для всех" - так поэтично и лаконично можно сформулировать требование ЕС от туркменского руководства, если не вникать в суть вопроса. Так, во время переговоров с ЕС главе МИД Туркменистана было заявлено об отсутствии доверия иностранных инвесторов к судебной системе страны. Сообщается, что условием Брюсселя для притока инвестиций и углубления экономического сотрудничества с Туркменистаном стало предложение о создании альтернативной судебной системы, которая справедливо и беспристрастно решит обращения иностранных инвесторов.
В качестве примера был назван созданный в Казахстане суд Международного финансового центра "Астана" (МФЦА), который представляет судебную систему, основанную на нормах и принципах так называемого английского права. Стоит отметить, что суд МФЦА является независимым в своей деятельности и не является частью судебной системы Республики Казахстан.
В Туркменистане, который является достаточно закрытым государством, создание суда, функционирующего отдельно от судебной системы страны, весьма маловероятно.
Стоит также отметить, что после успешного турне Мередова в ЕС, 25 марта Комиссия США по международной религиозной свободе опубликовала отчет, в котором обвиняет власти Туркменистана в несоблюдении прав мусульман в общем и в месяц Рамадан в частности. Кроме того, в спонсируемых со стороны США СМИ, связанных с Туркменистаном, вышли несколько статей о преследовании граждан страны в ряде вилайетов из-за соблюдения поста.
То есть, не успел европейский бизнес прийти и обосноваться в Туркменистан, как заокеанский союзник Брюсселя уже расшатывает политическую стабильность под любимым предлогом защиты прав человека.
Однако, стоит отметить, что сегодня сотрудничество с Туркменистаном очень важно для ЕС, в том числе и в сфере импорта хлопка. Напомним, из-за сокращения поставок хлопкового сырья из Китая производство пороха в ЕС значительно сократилось. Острый дефицит нитроцеллюлозы спровоцировал "пороховой кризис" в странах ЕС. Нитроцеллюлозу, в свою очередь, получают из длинноволокнистых сортов хлопка, которые широко производятся в Туркменистане. Стоит отметить, что длинноволокнистый сорт составляет только 1% от всего объема выращиваемого хлопка в мире, и потенциал Туркменистана в этом вопросе может стать одним из решающих элементов углубления сотрудничества Брюсселя с Ашхабадом.
В таком случае, учитывая ряд потенциальных выгод, которые сулит Европе сближение с Туркменистаном, в том числе обеспечение поставок сырья для военного производства, Брюссель, скорее всего, будет просить Вашингтон закрыть глаза на некоторые "упущения" туркменского руководства.
Аналитика
Свопом через Иран и Азербайджан: дойдет ли туркменский газ до Европы?