Аналитика

Враг моего врага – мой друг: против кого направлено сотрудничество Алжира и Ирана

Визит иранского президента Эбрахима Раиси ускорит процесс нормализации отношений Алжира и ИРИ, которые в последние несколько лет начали сближение.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 5 мар — Sputnik. Иран и Алжир буквально открыли новую страницу в своей истории сотрудничества – президент исламской республики Эбрахим Раиси совершил визит впервые за 14 лет в эту североафриканскую страну. В результате визита в рамках седьмого саммита Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) было подписано шесть соглашений в различных сферах взаимодействия.
Так, в частности, арабские СМИ сообщают, что одним из соглашений, подписанных между сторонами, является договоренность о развитии науки и техники. Эксперты не исключают, что это соглашение подразумевает кооперацию в создании на территории Алжира заводов по производству боевых дронов.

Кто старое помянет

Следует отметить, что Алжир и Иран долгие годы если и не враждовали, то недолюбливали друг друга и отказывались от углубления отношений. Эта политическая антипатия связана в первую очередь с проиракской позицией властей Алжира во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов. Тогда алжирское руководство активное поддерживало Багдад и даже отправляло часть заработанных от реализации нефти и газа денег армии Саддама Хусейна, что негативно сказалось на алжиро-иранских отношениях.
Кроме того, власти Алжира обвиняли Тегеран в поддержке вооруженных радикальных боевиков и их финансировании на территории арабской республики в период гражданской войны в 90-х годах.
В то же время Алжир, который все эти годы считался одним из главных союзников Запада в североафриканском регионе, активно поставляя нефть и газ на европейский рынок, после американских санкций против Ирана снизил уровень сотрудничества с Тегераном.

Общий враг и взаимные "ништяки"

С 2010 года Иран и Алжир начали постепенно сближаться, а нормализация отношений арабских стран Персидского залива с Израилем в 2020 году стала катализатором развития диалога между странами. Так, Алжир, который является едва ли не самым активным противником не только нормализации отношений с Тель-Авивом, но и в целом признания Израиля как государства, разглядел в Тегеране единомышленника и союзника.
Стоит отметить, что именно Алжир из всех арабских стран наиболее радикально настроен против еврейского государства и отказ от сотрудничества с ним и признания Израиля закреплено в конституции страны. После расширения сотрудничества между Тель-Авивом и арабскими странами Алжир активизировал процесс сближения с Ираном, отказавшись признавать в 2016 году "Хезболлу" – иранскую прокси, базирующеюся в Ливане, – террористической организацией. Напомним, в марте 2016-го Лига арабских государств признала "Хезболлу" террористической организацией – это решение поддержали все члена ЛАГ, за исключением Ливана, Сирии, Алжира и Ирака.
В ответ на это иранское руководство с 2017 года начало активно поддерживать на международной арене алжирскую позицию по независимости Западной Сахары, обвиняя власти Марокко в нарушении суверенитета Фронта Полисарио.
К тому же Марокко – главный соперник и оппонент Алжира – активно поддерживает отношения с Израилем, что также является для Ирана важным пунктом в поддержке алжирских властей.
Кроме того, стоит отметь, что Алжир в последние несколько лет ведет политику по сближению с такими странами, как Россия и Китай, и развивает экономическое и политическое взаимодействие с евразийскими экономическими организациями. Снижение уровня сотрудничества Алжира с Западом и сближение с Россией и Китаем, а также намерение страны вступить в БРИКС создают подходящую почву для потепления отношений между Алжиром и Ираном.
Новости
Россия и Иран создали Международный союз экономических зон МТК "Север-Юг"