БАКУ, 14 фев — Sputnik. Спустя 11 лет после начала политического конфликта между Анкарой и Каиром президент Реджеп Тайип Эрдоган совершит сегодня свой первый визит в Египет на фоне усиливающейся напряженности на Ближнем Востоке.
Визит представляет большой интерес для мировой общественности, так как в очередной виток эскалации в этом регионе оказались вовлечены Израиль и Египет.
Напомним, израильские власти заявляют о намерении начать военную операцию в приграничном с Египтом палестинском городе Рафах, однако Каир, впрочем, как и все арабские страны, против этого ввиду рисков, связанных с гуманитарной катастрофой.
КПП "Рафах"
© AP Photo / Mohammed Asad
Почему поругались Каир и Анкара?
Отношения Турции и Египта резко испортились в 2013 году после того, как тогдашний министр обороны Абдель Фаттах Ас-Сиси совершил военный переворот, свергнув избранного президента страны Мохаммеда Мурси, который был представителем исламской политической партии "Братья-мусульмане" (организация запрещена в РФ).
Эрдоган, который поддерживал тесные контакты с Мурси и считал его идеологическим союзником, осудил переворот и не признал власть Ас-Сиси. Часть руководства и представителей позже запрещенной в Египте партии "Братья-мусульмане" бежала в том числе в Турцию, из-за чего Каир обвинял Анкару в "сокрытии террористов".
Абдель Фаттах Ас-Сиси
© Henry Nicholls / Pool Photo via AP
В тот период такие страны Персидского залива, как Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн, также поддержали Ас-Сиси, что привело к активной фазе холодной войны между странами Залива и Турцией. Отказавшись до этого от сотрудничества с Сирией, действия которой и власть президента Башара Асада Анкара критиковала, Турция оказалась в ситуации, которую турецкие дипломаты назвали "драгоценное одиночество".
Однако это одиночество ударило по экономике Турции - товарооборот со странами Персидского залива резко сократился, торговые отношения и совместные проекты с Египтом были прерваны. Более того, Египет начал развивать проект разведки и разработки месторождений газа в Средиземном море вместе с Грецией и Кипром на тех территориях, которые Турция считает спорными.
Президент Сирии Башар Асад, фото из архива
© © Alexei Nikolsky / Sputnik / Kremlin Pool Photo via AP
Потепление
Потепление в отношениях двух стран началось в 2021 году, когда бывший в то время министром иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что восстановились контакты между Каиром и Анкарой в сфере сотрудничества по разведке и национальной безопасности.
Однако страны впервые заявили о полномасштабном сотрудничестве и восстановлении дипмиссий только в феврале 2023-го, когда после землетрясения в Турции глава МИД Египта Самих Шукри посетил зону бедствия и предложил помощь своей страны. Затем последовал ответный визит Чавушоглу в Каир, где было объявлено о возвращении турецкого посла в Египет.
Мевлют Чавушоглу
© Sputnik / Павел Бедняков
Лидеры же двух стран при посредничестве Катара впервые встретились и горячо поприветствовали друг друга на открытии чемпионата мира по футболу в Дохе.
При этом стоит отметить, что перемирие с Египтом - это предпоследнее звено процесса нормализации отношений Турции со странами Ближнего Востока и Средиземноморья. Так, потеплению с Египтом предшествовала нормализация отношений Анкары с Саудовской Аравией и ОАЭ, а также Израилем, для которого Турция впоследствии стала одним из главных торговых партнеров. Что касается Саудовской Аравии и ОАЭ, то эти страны за последние несколько лет стали главным инвесторами в экономику Турции, разместив в Центробанке страны депозиты на миллиарды долларов для поддержки турецкой экономики.
Кроме того, недавно Турция также улучшила отношения с Грецией: страны договорились о перезагрузке отношений, подписав декларацию о дружбе и добрососедстве в декабре прошлого года в ходе визита Эрдогана в Афины.
Сейчас же ожидается полная нормализация отношений с Египтом, начиная от восстановления военного сотрудничества и заканчивая расширением экономических связей и взаимных инвестиций.
Четыре кита сотрудничества Турции и Египта
Нормализация отношений Египта и Турции охватывает целый спектр вопросов и задач, но главными темами обсуждения двух лидеров станут четыре пункта.
Во-первых, учитывая сложившуюся ситуацию между Израилем и ХАМАС, стороны должны прийти к общему видению ряда вопросов, касающихся безопасности на Ближнем Востоке. Так, ожидается, что из-за усиления атак Израиля на ХАМАС на юге сектора Газа отношения Тель-Авива и Каира могут испортиться. Ряд региональных политиков и экспертов не исключает, что возможная операция ЦАХАЛ в Рафахе может привести к военному конфликту на границе двух стран, и в этом смысле Ас-Сиси важно понимание того, что один из лидеров региона - Турция - полностью поддержит Каир.
Палестинские члены бригады Изз ад-Дин аль-Кассам военного крыла ХАМАС
© AP Photo / Adel Hana
Отсюда вытекает и второй важный пункт двустороннего сотрудничества - взаимодействие по вопросам безопасности и военная кооперация, которая будет основана на продаже Египту турецкого вооружения и военной техники. Более того, Каир предложил Анкаре наладить производство турецких беспилотников на египетской территории, а также инвестировать в новые проекты турецкой оборонной промышленности.
Кроме того, как ожидается, экономическая составляющая станет едва ли не самой важной в отношениях двух стран. Сразу после начала нормализации отношений товарооборот между ними достиг $7,7 млрд против $6,7 млрд в 2021 году. Страны планируют увеличить этот показатель до $15 млрд в ближайшие годы, а также нарастить взаимные инвестиции, что окажется очень кстати для слабеющих экономик обеих стран.
Четвертым важным пунктом двусторонних отношений станет региональная кооперация, в частности совместные усилия для достижения мира и стабильности в Ливии. Следует напомнить, что Ливия является для двух стран ареной спора - изначально Каир и Анкара поддерживали разные стороны конфликта в североафриканской стране.
Считается, что вопрос урегулирования политического конфликта в богатом нефтью государстве станет самым сложным в отношениях Каира и Анкары: ради установления стабильности в Ливии обеим странам придется пойти на уступки друг другу, что, вероятнее всего, будет непросто.
Люди в Триполи, Ливия, фото из архива
© AP Photo / Felipe Dana
Однако учитывая то, что для Турции на кону вопрос роста своего влияния в Средиземном море, в частности в разведке и добыче газа, а сближение с Каиром может стать решающим в этом деле, Анкара, скорее всего, "сбавит" тон при обсуждении с Египтом ливийского вопроса.
Стоит отметить, что после полной нормализации турецко-египетских отношений последним звеном в политике восстановления отношений Турции со странами региона станет перемирие с Сирией, что, несомненно, намного сложнее. Но что может остановить страну, которая решила добиться усиления своего международного влияния?