Аналитика

ООН версии 2.0: Гутерриш призвал реформировать международные институты

Нынешние организации бессильны в разрешении мировых проблем, что порождает необходимость в их обновлении, считает генсек.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 21 янв — Sputnik. На тему реформирования международных институтов сказано немало. Больше всего обсуждается вопрос возможного переформатирования ООН. Но если раньше на эту тему больше рассуждали руководители развивающихся стран, то сегодня об этом высказываются и представители ведущих государств, и даже руководители международных структур. Очередное такое высказывание озвучил генсек ООН Антониу Гутерриш.

"Институты, которые занимаются глобальным управлением, от Совета Безопасности ООН до Бреттон-Вудской системы, были созданы 80 лет назад. Мы не можем построить будущее для наших внуков при помощи систем, разработанных для наших дедов", – заявил генсек ООН на форуме в Давосе.

Его слова наглядно передают всю суть создавшейся в мире ситуации. Именно этим можно объяснить ту несуразицу и хаос в международных отношениях, которые мы сегодня наблюдаем.

Историческая необходимость международных организаций

Основным политическим институтом, призванным обеспечить соблюдение международного права в отношениях между странами, является Организация Объединенных Наций, созданная в октябре 1945 года по итогам Второй мировой войны. В настоящее время ООН все еще остается тем учреждением международного права, которое позволяет сохранить относительно устойчивый мировой порядок. Благодаря ему в обсуждении глобальной повестки формально участвуют почти все страны мира. Но дискуссии не означают серьезного влияния на принятие важных решений.
Это может быть одной из причин, по которой ООН за все время своего существования не смогла предотвратить или действительно урегулировать множество военных конфликтов между государствами. А уже после завершения холодной войны наметилась тенденция к узурпации функций всемирной организации США и их союзниками. Для подтверждения этого тезиса достаточно вспомнить западные военные интервенции в различных регионах мира, когда американская авиация бомбила суверенные территории государств и проводила наземные операции, фактически оккупируя их. Так было в бывшей Югославии, Ираке, Ливии, Сирии.
Пользуясь тем, что штаб-квартира ООН находится на территории США, американцы умудряются ограничить въезд или право на передвижение по своей территории представителей неугодных им стран. И хотя это является нарушением международных обязательств, никто, и в том числе руководство Организации Объединенных Наций, не в силах повлиять на Вашингтон.
Заседание Совета Безопасности ООН в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке
Как ни странно, но такое положение дел полностью соответствует критериям, на основе которых и создавались глобальные международные организации. Ведь основные системы, формировавшиеся в середине 40-х годов прошлого столетия, служили институциональному воплощению идей Запада, который намеревался сохранить международный порядок, где он играет ведущую роль. Это касается как ООН, так и регулирующей основные торгово-финансовые взаимоотношения Бреттон-Вудской системы. Примечательно, что институциональное преобладание западных держав продолжалось со времен подписания Вестфальского мира в 1648 году, по которому были определены принципы, и сейчас формально являющиеся основными в выстраивании отношений между государствами.

Кризис в международных отношениях

В современных межгосударственных отношениях основными принципами все еще остаются положения, принятые в XVII веке в Вестфале. Это приоритет национальных интересов, принцип баланса сил, обеспечение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга, равенство прав стран мира и обязательство выполнять заключенные договоры. Но за последние 30 лет историю международных отношений можно охарактеризовать как развал институционального контроля за исполнением основных принципов международного права, что и создает правовой беспредел.
За последние несколько десятилетий США выработали стратегию, согласно которой именно они решают, кто прав, а кто виноват в каждом конкретном случае. Причем решения могут быть кардинально противоположными в зависимости от того, в отношении кого они принимаются. За примерами двойных стандартов далеко ходить не нужно. Достаточно вспомнить принципы невмешательства государств во внутренние дела друг друга и равенства прав стран, а затем сопоставить их с действиями США на Тайване, Ближнем Востоке и т.д.
Также нарушаются принципы равноправных взаимоотношений в экономической сфере. Вашингтон по собственному усмотрению определяет "крайних" и вводит против них санкций. Под удар попадают и те, кто не присоединяется к санкциям. Достаточно вспомнить взаимоотношения США с Китаем, Турцией и т.д.
Такое положение дел вызывает недовольство многих представителей международного права, которым уже порядком надоел правовой беспредел на международной арене. Именно этим обусловлены все расширяющиеся требования о реформах в международных институтах.

Реформа реформе рознь

Условно сторонников реформ можно разделить на три лагеря, которые преследуют совершенно разные цели. К первому можно отнести те страны, которые добились ощутимых успехов уже после того, как были приняты основные документы, регламентирующие функционирование ООН. Они справедливо считают, что имеют право более ощутимо влиять на принятие решений в глобальных вопросах и не довольствоваться ролью статистов. К таким государствам можно отнести Индию, Бразилию, ФРГ, Японию, Турцию, Иран, Саудовскую Аравию, ЮАР и т.д.
Представители этих стран не раз выступали за реформы, предлагая, в частности, расширение состава постоянных членов Совета Безопасности ООН, который в настоящее время состоит из пяти государств. В Совбезе представлены США, Россия, Великобритания, Франция и Китай. Напомним, что только эти страны обладают правом вето в принятии решений в СБ ООН. По мнению представителей государств, стремящихся в Совбез, этот статус позволит им обеспечить баланс при принятии решений относительно стран, интересы которых они могут представлять.
Вслед за первой группой стран с инициативой реформ в СБ ООН выступили и другие государства. В частности, группа стран во главе с Россией и Китаем также поддержала возможность расширения списка постоянных членов Совбеза за счет развитых государств третьего мира. В этом интересы данных групп совпадают. Основной целью второй группы является положить конец западному диктату, основанному на количественном большинстве в СБ ООН, и обеспечить представительство всех основных мировых регионов.
И, наконец, третья группа - это страны, подхватившие инициативу западных держав. В такой ситуации они намереваются решить свои задачи, в частности, выбить из рук оппонентов в лице России и Китая основной козырь, чем является право вето в принятии решений. По их плану, отмена права вето должна сопровождаться расширением состава постоянных членов СБ ООН, но с обязательным обеспечением большинства для стран западной коалиции. Такое решение может позволить им без труда добиваться принятия необходимых резолюций простым большинством голосов.
Именно в период такой сложной дипломатической борьбы и прозвучало предложение генерального секретаря ООН провести реформы в организации. При этом Гутерриш обошелся без какой-либо конкретики. А это говорит о том, что даже он пока не представляет сути необходимых реформ. А то, что они должны служить созданию механизма более справедливого и сбалансированного управления международными процессами, не подлежит обсуждению.
Ведь в противном случае ситуация, когда США применяют политику ограниченного суверенитета, которая дает им возможность совместно с союзниками вмешиваться во внутренние дела других государств, вплоть до вооруженного вторжения, угрожает перерасти в настоящий мировой коллапс.