БАКУ, 3 дек — Sputnik. Прогуливаясь по улицам Баку, мы и представить себе не можем те сложности, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями. Международный день инвалидов, который отмечается во всем мире ежегодно 3 декабря, как раз и призван напомнить всем нам – гражданам, обществу и государству – о проблемах этих людей. И не просто напомнить, а решать важнейшие вопросы, касающиеся интеграции людей с ограниченными возможностями, содействовать повышению осведомленности о проблемах инвалидов и привлечь внимание к преимуществам инклюзивного общества, доступного для всех.
В Азербайджане уделяется большое внимание созданию и развитию комфортной среды для людей с ограниченными возможностями, но все же остается еще много нерешенных проблем. Одна из них - это самостоятельное передвижение по городу.
В Азербайджане проживает около 500 тыс. человек с инвалидностью. Одни из них практически не выходят из дома, так как не могут без посторонней помощи передвигаться по улицам. Другие, наоборот, хотят вести активный образ жизни, быть полноценными членами общества.
Удобно и безопасно
Джамиля Мамедли несколько лет назад сняла ролик, посвященной своей поездке в метро. После этого видео сотрудники метрополитена пригласили ее принять участие в проекте "Доступное метро", чтобы наглядно продемонстрировать, как люди с ограниченными возможностями могут без проблем пользоваться этим видом транспорта.
На днях она в числе первых воспользовалась услугами нового технического оборудования для перевозки инвалидов-колясочников на эскалаторе. Устройство произведено в России, его вес 45 кг. Оно имеет регулируемые пандусы для разных типов инвалидных колясок, специальные элементы крепления, дополнительную автоблокировку страховочной платформы, ремень безопасности и световой предупредительный сигнал.
Как рассказала Sputnik Азербайджан Джамиля, она с 2019 года пользуется услугами бакинского метро, практически каждый день. За час до выхода из дома она сообщает по телефону или интернету Бакметрополитену о своей поездке. На станциях ее встречают работники метро, которые помогают девушке преодолеть пандусы и лестницы и сесть в вагон.
Джамиля Мамедли
© Sputnik / Kemale Aliyeva
"Мне пришлось перепробовать множество различных вариантов для передвижения в метро. Я использовала разные приспособления - хорошие и не очень. Трудность заключается лишь в том, что установка коляски на устройство может занять много времени. Но самое главное его преимущество - оно совершенно безопасно. Им можно пользоваться как на движущемся, так и на неподвижном эскалаторе. Главное - не бояться самому", - рассказала Sputnik Азербайджан Джамиля.
Она выразила благодарность сотрудникам Бакметрополитена за то, что они создают для людей с ограниченными возможностями условия для безопасного и свободного передвижение в "подземке".
Нет условий для незрячих
Заур Мурадов при прохождении военной службы в 2001 году пострадал от мины, которая взорвалась у него в руках. В результате он потерял зрение. По его словам, одной из главных проблем незрячих людей является недоступность инфраструктуры, поэтому ему одному трудно передвигаться по городу.
Заур Байрамоглу
© Sputnik / Nigar İskender
"Ни на одной остановке нет звуковых информаторов, благодаря которым незрячие люди могли бы узнавать номер и маршрут приближающегося автобуса. Кроме того, далеко не во всех автобусах имеется аудиовоспроизведение названий остановок. Что касается звуковых светофоров, то они установлены лишь в нескольких местах, да и то многие не работают. То есть нет условий для комфортного передвижения таких людей, как я", - сказал Sputnik Азербайджан Мурадов.
Он считает, что ни дороги, ни городской транспорт не соответствуют существующим международным стандартам, которые должны быть созданы для незрячих людей.
Без помощи никак
Айсель Мамедова рассказала, что в 15 лет упала и получила травму, и с тех пор у нее началась другая жизнь - в инвалидной коляске. Сейчас она учится в университете и ходит на занятия благодаря помощи своих родных или друзей. А если они заняты, то ей приходится пропускать занятия.
По словам девушки, помимо вуза, она не может ходить в магазины, на прогулки, так как ей трудно передвигаться по улицам в инвалидной коляске. Ей постоянно приходится выезжать на проезжую часть дороги, что представляет реальную угрозу для жизни. Три месяца назад она упала с коляски и получила травму голову.
"В некоторых местах установлены пандусы на тротуарах и на лестницах. Иногда они имеют большой уклон, поэтому практически бесполезны. Я, как молодая девушка, тоже хочу вести активную жизнь, участвовать в мероприятиях и тренингах - но как мне это делать? Не отрицаю, в новых автобусах и метро есть условия для передвижения, но на улицах города - нет", - сказала Айсель.
Она считает, что для интеграции людей с инвалидностью в общество нужен не психолог или врач. Основная их проблема, по ее словам, заключается лишь в том, что городская инфраструктура не приспособлена для людей с ограниченными возможностями.