Аналитика

Мода уходит, потребности остаются: как ископаемое топливо вытесняет "зеленую" энергию

От своих радикальных идей по "озеленению" мировой энергетики отказываются как правительства стран мира, так и отдельные экоактивисты.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 28 ноя — Sputnik. Годы, когда страны мира могли тешить себя мечтами о "зеленой" энергии в ущерб инвестициям в традиционное ископаемое топливо, рискуя собственной энергетической безопасностью, остались далеко позади. Последние несколько лет четко показали: строительство новых мощностей возобновляемых источников энергии, если и должно продолжаться, то только параллельно с развитием нефтегазовых проектов.
От своих радикальных идей по "озеленению" мировой энергетики отказываются как правительства стран мира, так и отдельные экоактивисты. В частности, вчерашняя школьница и кошмар нефтегазовых компаний Грета Тунберг начала удалять свои старые посты в социальных сетях, в которых предрекала гибель всему человечеству из-за углеводородных проектов к 2023 году.
Правительства самых радикальных в вопросе "зеленой" энергии стран мира тоже постепенно отходят от климатической повестки в пользу углеводородных проектов. Так, за последние три года в Европе расконсервированы более 30% угольных шахт, которые ранее были закрыты в рамках борьбы с глобальным потеплением.
Кроме того, инвестиции в нефть и газ также растут непропорционально вложениям в ВИЭ. Только в 2022 году инвестиции в ископаемое топливо увеличились в годовом сравнении более чем на 20%, до $950 млрд. По оценкам Международного энергетического агентства, только в разработку и разведку новых нефтегазовых месторождений ежегодно до 2030 года будет инвестироваться около $570 млрд.
Платформы, построенные для месторождения Шахдениз-2
При этом, согласно подсчетам аналитиков, ископаемые виды топлива сохранят свою высокую значимость в мировой энергогенерации: на долю традиционных источников будет приходиться 76% производимой электроэнергии в 2030 году и 59% - в 2050-м.

"Вишлист" европейских стран

Неуверенность в вопросах энергетического перехода четко прослеживается и в политике европейских стран. Уже несколько лет государства ЕС не могут принять закон о нулевой промышленности и определиться с тем, какие виды энергетики считать "чистыми".
Однако 21 ноября в этом вопросе наметился некий прогресс, который усилил разногласия между странами ЕС. Так, Европейский парламент проголосовал за включение 17 технологий, в том числе в сфере атомной энергетики, в закон ЕС о нулевой промышленности.
Дело в том, что ряд европейских стран во главе с Германией призывали не включать ядерную энергетику в разряд "зеленой", так как для работы атомных электростанций нужно урановое топливо, которое также является ископаемым.
АЭС "Тианж" в бельгийском регионе Валлония
Другие страны ЕС, например Франция, наоборот, ратовали за включение атомной энергетики в список ВИЭ, что и сделали депутаты Европарламента в минувший вторник.
В своей резолюции евродепутаты решили поддержать развитие 17 технологий, которые считаются необходимыми для перехода Европы к климатически нейтральной экономике к 2050 году.
При этом ряд недовольных европейских парламентариев заявили, что если каждая страна будет включать свой вариант технологий и энергетики в закон о нулевой промышленности, то получится некий "список пожеланий" или "рождественский список подарков", который затормозит энергопереход.

Фейковый "зеленый" СПГ и крах ветроэнергетики

Тем временем терпят крах попытки нефтегазовых компаний "озеленить" произведенное или реализуемое углеводородное топливо.
Так, все чаще подвергается критике экоактивистов тренд последних лет - "зеленый СПГ", согласно которому углеродно нейтральный сжиженный газ якобы обеспечен инвестициями в лесное хозяйство, которое должно компенсировать выбросы СО2 от используемого сжиженного природного газа.
Завод по производству сжиженного природного газа
Однако зеленые активисты считают, что энергетические компании, которые занимаются куплей-продажей "зеленого" СПГ, просто не выполняют серьезных обязательств по расширению лесного хозяйства и не направляют на эти цели достаточно средств.
Недостаточными с точки зрения энергоперехода оказались и ветроэнергетические инициативы - в мире наблюдается ускоренное сворачивание проектов в этой сфере. Так, например, эксперты считают, что морская ветроэнергетика США фундаментально разрушена из-за ценового давления и задержек с выдачей разрешений на строительство. Кризис, охвативший офшорную американскую ветроэнергетику, обострился, когда такие компании, как Orsted и BP, стали последними девелоперами, которые отказались реализовывать крупные проекты в ветроэнергетике.
Таким образом, считают аналитики, реализация амбициозных целей президента Джо Байдена в области производства возобновляемой энергии оказалась под угрозой срыва.
Регресс вместо прогресса: как ВИЭ чуть не сгубили энергосистему ЕС