БАКУ, 26 ноя — Sputnik. Женская сборная Азербайджана по шахматам добилась исторического результата, завоевав серебряные медали командного чемпионата Европы в Будве (Черногория).
Азербайджанские шахматистки набрали 15 очков из 18-ти возможных и лишь одно очко уступили болгаркам, занявшим первое место. Кстати, о превосходстве сборных Азербайджана и Болгарии над остальными соперниками свидетельствует тот факт, что ближайшие преследователи отстали от азербайджанской команды на три очка, что в шахматах на дистанции в 9 туров очень много.
В интервью Sputnik Азербайджан известный российский гроссмейстер Евгений Томашевский, работающий с женской сборной, поделился своими впечатлениями от недавнего континентального первенства.
Гордость за команду
– Поделитесь впечатлениями от исторического для женской сборной Азербайджана чемпионата Европы?
– Я бы описал свои впечатления одним словом – "гордость". В первую очередь, за девушек, потому что команда у нас невероятная. У них совершенно потрясающий боевой дух. Кроме того, это очень сильная команда с психологической точки зрения. Несмотря на трудности, они идут вперед и хотят только побеждать.
Кстати, показательный момент – в первый вечер, когда мы завоевали это "серебро", команда больше была расстроена. Вы видели, как складывался турнир, – команды Азербайджана и Болгарии большую часть чемпионата были наверху. Объективно эти две сборные были лучшими, и должна была выиграть одна из них, и не повезло нам. Тем не менее понимаю, что это один из возможных исходов.
Конечно, я тоже огорчился, что мы не взяли "золото", но тем не менее как сами девушки, так и все те, кто причастен к участию в чемпионате, могут гордиться этим "серебром". Я вообще не помню, чтобы в женском турнире 15 очков из 18-ти возможных не хватало для первого места. Безусловно, это "серебро" с золотым отливом, но у меня как у максималиста осталось 10-20% недовольства, и они будут мотивировать для следующих побед.
– Как протекал турнир для команды?
– В целом турнир, можно сказать, разделился на три фазы по три матча. На старте мы играли с крепкими командами, но все же нам уступающими, и выиграли довольно уверенно, счета могли быть и крупнее.
Затем нам противостояли сборные Франции, Болгарии и Германии, которые и были нашими основными соперниками по ходу чемпионата. Все три матча с этими командами получились очень тяжелыми. Несмотря на то, что в матче с болгарками нам немного не повезло – там, скорее, должен был быть счет 2:2, в этих трех встречах в целом мы могли набрать и меньше очков (с Францией была ничья, поражение от Болгарии и победа над Германией – ред.).
Здесь я должен сказал добрые слова в адрес нашей первой доски Гюнай Мамедзаде, которая как весь турнир в целом, так и его середину играла блестяще. Также хотел бы поблагодарить и ее тренера Расула Ибрагимова. В нашем успехе их личный вклад очень велик. Гюнай действительно показала себя настоящим лидером.
В частности, в матче с француженками она выиграла свою партию, и матч завершился вничью (2:2), в матче с Германией она принесла победу. А в матче с Болгарией Гюнай полностью переиграла соперницу, но упустила выигрыш. Далее она выиграла еще две прекрасные партии, а по итогам чемпионата выполнила норму мужского гроссмейстера, которая заслуженно отразила качество и результативность ее игры.
Что касается финишных трех туров, то соперники "на бумаге" были чуть проще, но их также надо было обыгрывать. К примеру, сборная Греция на первых трех досках к моменту матча с нами в 8-м туре проиграла лишь одну партию на всех! Так что победить гречанок было тоже крайне непросто.
Очень здорово проявила себя Ханым Баладжаева, набравшая шесть очков в восьми партиях…
Командная работа и успешный тандем
– Кстати, она имела наименьший рейтинг в команде…
– Формально да, но у нас команда сильная, ровная и взаимозаменяемая. Я бы не придавал этому такого большого значения. У Ханым было пару неудачных партий, но в целом она играла великолепно, одержав пять побед. В том числе на ее счету психологически очень важная, уверенная победа в последнем туре, которая позволила команде не волноваться и сосредоточиться на достижении успеха в матче в целом.
Считаю, что именно в заключительном туре мы показали себя настоящей командой. В том смысле, что, когда у Гюнай не пошла игра и она впервые проиграла, команда за нее "заступилась" и выиграла три партии. Мне это очень понравилось. Ульвия Фаталиева и Говхар Бейдуллаева выиграли в тот момент, когда это было нужно. Душа радуется, когда наблюдаешь за такой командной работой, благодаря которой выиграли со счетом 3:1.
– Между прочим, именно в последнем туре в матче с Сербией Говхар Бейдуллаева одержала свою первую и единственную победу.
– Да, но в четырех из шести партий у нее была выигранная позиция, и при этом она одержала всего одну победу. Такое иногда случается. В нее, как и в других девочек, я безоговорочно верю, у них всех большое будущее. Я сыграл огромное количество подобных командных турниров и могу сказать, что даже когда у тебя не идет игра, все равно можно приносить пользу команде. Выиграть какую-то ключевую партию, создавать хорошее настроение, помогать и поддерживать других игроков. Так что девочки делали все, чтобы сборная побеждала, и волевая победа Говхар в заключительном туре – это вознаграждение за все ее усилия. Те же слова в полной мере касаются и Ульвии. Действительно "золотые" победы, которые не стали таковыми лишь по стечению обстоятельств.
Говоря о героях турнира, стоит также отдельно отметить надежную и стабильную игру Гюльнар Мамедовой, которая оказалась единственной шахматисткой в сборной, не проигравшей ни одной партии. А ее невероятное спасение в матче с Францией против Полины Гишар, набравшей в турнире 7 очков из 8, войдет в историю чемпионатов.
– По итогам чемпионата Европы однозначно можно сказать, что ваш тандем с капитаном сборной Михаилом Шерешевским принес хорошие плоды.
– Конечно же, лучше были бы золотые плоды, но и так неплохо получилось. О Михаиле Израилевиче могу высказываться только в превосходных тонах. Это человек, который осуществляет глобальное стратегическое руководство командой. Он находится в турнирном зале, чувствует психологические нюансы, как девочки ведут себя за доской. Я же больше занимаюсь чисто шахматными вещами, помогаю с позиций тренера и практикующего игрока.
Понимаете, стратегия без тактики не работает и наоборот. Мне этот тандем кажется очень удачным, с Михаилом Израилевичем приятно и почетно работать, уверен, и девочкам тоже. Надеюсь, что будем и дальше идти к новым победам.
Кроме того, хотелось бы выразить особую благодарность Федерации шахмат Азербайджана и ее президенту Махиру Мамедову. Нам были созданы оптимальные условия для подготовки и игры. С нами на турнире также был и вице-президент федерации Фаик Гасанов, и любые вопросы, которые возникали у нас в Будве, решались, можно сказать, до их появления.
О неудаче мужской сборной
– Понятно, что вы могли наблюдать за игрой мужской сборной Азербайджана, занявшей 18-е место, лишь со стороны, но обойти стороной ее неудачу мы не можем. В чем, на ваш взгляд, причина?
– Вы правильно сказали, что мог наблюдать со стороны, так как был сосредоточен на женской команде. Если меня спросят в кулуарах, конечно же, свое мнение выскажу, но публично, считаю, это делать неправильно. Скажу лишь одно. Я совершенно уверен в высочайшем уровне мужской сборной Азербайджана и рискну предположить, что успехи вернутся скорее, чем кажется.
– Я предполагал, что вы так ответите, поэтому попробую спросить по-другому. Перед чемпионатом Европы федерация приняла решение установить некую квоту для приглашения шахматистов в сборную – за полгода игрок должен сыграть как минимум 18 классических партий. Учитывая, что лидеры мужской команды стали играть реже, и результат сборной, такое решение можно считать очень актуальным?
– Я понимаю, что всем хочется решить проблему сборной, получить ответы на животрепещущие вопросы и понять, как с этим быть. Но этот вопрос действительно не по адресу, с моей стороны некорректно об этом рассуждать. Я не был внутри мужской команды и не знаю, в чем причина.
Кроме того, в шахматах есть солидарность, поэтому надо уважать работу коллег. Понимаете, когда я говорю о том, что они будут выигрывать, это не дежурный жест. Мне известен их уровень. Я отыграл в сборной России много лет, в том числе и против сборной Азербайджана, и у ребят высочайший уровень игры. И, возможно, не стоит делать далеко идущие выводы из-за одного неудачного турнира.
– Какие у вас дальнейшие планы?
– После чемпионата Европы у нас доминировало только одно слово – Олимпиада. Понятно, что пока далеко загадывать не стоит, но уже сейчас начинаются размышления на тему, как готовиться к этим соревнованиям. Всемирная шахматная олимпиада – это еще более серьезный турнир, где также будут команды Китая, Индии, возможно России, США, Казахстана, Ирана. Безусловно, следующий год пройдет под знаком подготовку к этому турниру.
Также я продолжаю работать с Айдыном Сулейманлы, которому предстоит выступление на Мемориале Вугара Гашимова, чемпионате мира по рапиду и блицу. Надеюсь, что в следующем году он серьезно усилится. Кстати, Айдын помогал мне в работе с женской сборной Азербайджана и тоже внес весомый вклад в успех.
– Могут ли произойти изменения в составе женской сборной?
– Безусловно, костяк останется таким же, но мы следим за всем, что происходит в азербайджанских шахматах.