БАКУ, 25 ноя — Sputnik. Изменение мирового геополитического расклада и перекройка экономической карты мира ощутимо изменили баланс сил и в энергетической сфере - поставки нефтегазовых ресурсов из России перенаправлены, Запад пытается снизить потребление нефти и газа, а нефтеперерабатывающая отрасль мира меняет локацию.
Так, нефтеперерабатывающая промышленность на Западе сокращается - НПЗ снижают объемы производства, некоторые предприятия закрываются, а оставшиеся ищут новые источники поставок сырья. При этом в азиатских, в том числе ближневосточных странах, напротив, мощности нефтепереработки растут, а себестоимость производства нефтепродуктов относительно европейской падает.
Трудности в нефтеперерабатывающей отрасли предрекали Европе уже с 2022 года, когда западными санкциями были ограничены поставки сырой нефти из России на европейский рынок. Однако ситуация ухудшилась в текущем года на фоне роста конкуренции в нефтепереработке со стороны восточных НПЗ.
В итоге на этой неделе стало известно, что единственный НПЗ в Шотландии и один из шести в Великобритании - НПЗ "Грейнджмут" - будет закрыт к 2025 году, поскольку он сталкивается с растущей международной конкуренцией. Управляющая заводом компания PetroIneos заявила, что НПЗ мощностью 150 тыс. баррелей в сутки будет переоборудован под терминал для импорта топлива.
Китай, Ближний Восток и Индия наращивают мощности
Сегодня Китай ставит перед собой глобальные цели - заместить США на мировом рынке нефтепереработки. Для этого в стране строятся четыре новых НПЗ общей мощностью 1,2 млн баррелей в сутки. После ввода их в эксплуатацию ожидается, что свыше 20% мировой нефти будет перерабатываться на территории Китая.
Учитывая планы КНР по росту мощностей НПЗ, иностранные инвесторы также проявляют активный интерес к китайской нефтеперерабатывающей индустрии. Значительные средства в строительство НПЗ в Китае намерена вложить Саудовская Аравия. Совместное предприятие нефтегазовых компаний двух стран заложило фундамент крупного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в провинции Ляонин в марте текущего года. Ожидается, что мощность комплекса составит 300 тыс. баррелей в сутки, а инвестиции достигнут около $10 млрд, которые будут вложены Saudi Aramco. Большая часть нефти, или около 210 тыс. баррелей в сутки, для проекта будет поставляться из Саудовской Аравии.
Индия также претендует на роль важного поставщика нефтепродуктов на мировой рынок. Сегодня страна обладает четвертой по величине нефтеперерабатывающей индустрией в мире. Индия планирует увеличить мощности по переработке сырой нефти на 56,6 млн тонн в год через семь лет, из которых 84% будут обеспечиваться за счет расширения существующих производств. В настоящее время совокупная мощность переработки третьего в мире потребителя сырой нефти составляет почти 254 млн тонн в год, или чуть более 5 млн баррелей в день.
Вместе с тем и ближневосточные нефтедобывающие страны также реализуют проекты по развитию мощностей нефтепереработки. В Саудовской Аравии, ОАЭ, Омане, Кувейте и других странах Персидского залива ведется как строительство новых НПЗ, так и модернизация уже существующих.
Нефтяной танкер в порту Рас-Эль-Хайр в Саудовской Аравии
© AFP 2024 / Giuseppe Cacace
Так, Саудовская Аравия сооружает новый НПЗ мощностью 600 тыс. баррелей в сутки, который, как ожидается, начнет работать к 2029 году.
Это предприятие возглавляет список крупнейших перспективных нефтеперерабатывающих заводов на Ближнем Востоке. Ожидается, что мощности по переработке нефти Саудовской Аравии через три года вырастут до 3,2 млн баррелей в сутки, а к 2030-му переработка нефти в королевстве вырастет до 8-10 млн баррелей в сутки.
Аналогичные проекты реализуются и в других нефтедобывающих странах ближневосточного региона. В целом, согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА), девять из десяти проектов по развитию мощностей НПЗ в мире приходится на азиатский регион.
Отсутствие сырья и "зеленые" мечты Запада
В то время как в азиатском регионе строились новые НПЗ и модернизировались уже действующие, на Западе продвигались идеи "зеленой" энергии и отказа от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. В результате в США в последний раз новый НПЗ был сдан в эксплуатацию в конце 70-х годов прошлого века, в Европе темпы ввода в эксплуатацию новых заводов значительно отставали от азиатских.
Так, планы Запада по декарбонизации привели к тому, что правительства европейских стран, а также администрация Джо Байдена в США сокращали или полностью отказывались от инвестиций в новые и модернизацию существующих НПЗ.
Кроме того, переориентировка поставок российской нефти с западного направления на восточное также повысила стоимость закупаемого "черного золота". Тут в выигрыше оказались ближневосточные производители нефти, которые закупают российскую нефть по выгодным ценам, перерабатывая ее затем на своих НПЗ, а высвободившиеся объемы своего "черного золота" экспортируют по рыночной цене на европейский рынок. В результате маржа переработки нефти на азиатских НПЗ значительно упала и западным заводам стало невыгодно перерабатывать "черно золото".
Азербайджан модернизирует свой НПЗ и инвестирует в страны-партнеры
Единственный в Азербайджане и крупнейший на Южном Кавказе Бакинский нефтеперерабатывающий завод имени Гейдара Алиева уже несколько лет модернизируется под новые европейские стандарты. В результате модернизации планируется увеличить его перерабатывающие мощности и нарастить производство нефтепродуктов почти в три раза.
После обновления, которое завершится в 2027 году, НПЗ будет выпускать в год 2 млн тонн автомобильного бензина вместо нынешних 1,2 млн тонн, дизельного топлива - 2,9 млн тонн вместо нынешних 1,9 млн тонн, реактивного топлива - 1 млн тонн вместо нынешних 600 тыс. тонн, нефтехимической продукции - 390 тыс. тонн вместо нынешних 112 тыс. тонн.
Бакинский нефтеперерабатывающий завод имени Гейдара Алиева
© Sputnik / Murad Orudjev
На НПЗ строятся установки по производству дизеля и бензина, которые соответствуют экологическим стандартам "Евро-5". После модернизации НПЗ сможет принимать на переработку и нефть из других источников, в частности из стран Каспийского региона.
Наряду с модернизацией своего НПЗ Азербайджан также намерен инвестировать в мощности по производству нефтепродуктов в странах-партнерах. Так, ранее стало известно, что Азербайджан может стать одними из участников строительства НПЗ в Пакистане, где в порту Гвадар планируется создать предприятие стоимостью $10 млрд.
Участие Азербайджана в строительстве НПЗ в Пакистане очень важно для экономики этой страны. Ведь АР накопила достаточный опыт инвестирования в модернизацию и строительство НПЗ и нефтехимических комплексов с 2008 года, когда Госнефтекомпания страны (SOCAR) стала акционером крупнейшего в Турции комплекса Petkim и НПЗ Star.
Напомним, тогда SOCAR приобрела долю в турецком нефтехимическом холдинге Petkim с первоначальным объемом инвестиций в $2 млрд. В модернизацию и развитие комплекса SOCAR с 2008 года по сегодняшний день вложила около $1,6 млрд.
Кроме того, Госнефтекомпания Азербайджана построила в рамках комплекса Petkim НПЗ Star с общим объемом инвестиций в $6,7 млрд. Завод был сдан в эксплуатацию в 2018 году, и с тех пор он обеспечивает около 25% потребностей Турции в основных видах нефтепродуктов.