БАКУ, 27 окт — Sputnik. Международная конференция "Нефть и газ Туркменистана", которая прошла в Ашхабаде, вновь "выставила" на мировые газовые "витрины" туркменское "голубое топливо" и активизировала дискуссии о его поставках в западном направлении.
В ходе выступления на мероприятии заместитель председателя "Туркменгаза" Мурат Арчаев сообщил, что добыча газа в Туркменистане по итогам года, как ожидается, составит более 80 млрд кубометров, из которых на экспорт будет направлена половина.
При этом основным направлением экспорта туркменского газа останется Китай, куда будет поставлено более 30 млрд кубометров. Кроме того, некоторые объемы "голубого топлива" будут направлены в Узбекистан, Россию, а также Азербайджан в рамках тройственного соглашения с Ираном на своп 3 млрд кубометров в год.
В своем приветственном обращении к участникам форума президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов отметил, что "Транскаспийский газопровод является одним из перспективных мегапроектов, по которому природный газ будет экспортироваться в страны Европы".
При этом СМИ сообщают, что накануне Бердымухамедов в рамках визита в Турцию в ходе встречи с Реджепом Тайипом Эрдоганом обсудил транзит туркменского газа в Европу.
Транскаспийский газопровод – нежизнеспособный проект
Транскаспийский газопровод – это проект поставки туркменского газа через Каспий до территории Азербайджан для дальнейшей транспортировки по существующей энергетической инфраструктуре в Турцию, а оттуда в Европу. Его строительство обсуждается с 1990-х годов, но актуальным он стал после того, как Баку и Ашхабад достигли соглашения о совместной разведке, разработке и освоении месторождения "Достлуг" в начале 2021 года. Данное месторождение с запасами в 60 млн тонн нефти и 100 млрд кубометров газа считается главным источником ресурсов для Транскаспийского газопровода.
Однако несмотря на то, что стороны договорились о разработке этого месторождения с долями 30% и 70% соответственно, западные инвесторы так и не проявили должного интереса ни к финансированию разработки "Достлуга", ни к строительству Транскаспийского газопровода.
При этом позиция Азербайджана заключается в следующем: страна готова полностью поддержать реализацию проекта Транскаспийского газопровода, но финансировать его не будет.
Европейские страны не раз заявляли о необходимости диверсифицировать импорт газа для замещения поставок российского топлива. Но в вопросе туркменского газа ни западные энергокомпании, ни власти ЕС так и не перешли от слов к конкретным действиям.
Пусть инвестирует тот, кому нужен туркменский газ
Глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан напомнил, что на конференции в Люксембурге между странами Центральной Азии и европейскими государствами, которая состоялась в минувший понедельник, выступил и глава МИД Туркменистана Рашид Мередов, который четко обозначил позицию Ашхабада по данному проекту.
"Он сказал, что страна готова к будущему сотрудничеству с Европой в области энергетики и, в частности, к реализации Транскаспийского газопровода, отметив готовность Туркменистана участвовать в обеспечении энергетической безопасности ЕС. Однако из этого выступления стало понятно, что туркменская сторона придерживается своей прежней политики не инвестировать за пределы своих территориальных границ ни одного доллара. Ашхабад справедливо считает, что инвестировать в проекты должны те, кому нужны туркменские энергоресурсы", – сказал Шабан Sputnik Азербайджан.
Эксперт отметил, что прошло уже 27 лет с тех пор, как в 1996 году впервые начал обсуждаться проект Транскаспийского газопровода. И, скорее всего, он так и останется одним из нереализованных проектов, убежден Шабан.
Туркменистану есть куда продавать свой газ
По его словам, в центральноазиатском регионе меняются участники газового рынка. Так, на днях стало известно, что Узбекистан по итогам девяти месяцев текущего года стал нетто-импортером газа.
Эксперт отметил, что Узбекистан в 1953 году начал добывать и экспортировать газ, а спустя 70 лет стал импортером "голубого топлива". Дефицит газа в Узбекистане с каждым годом будет расти, так как запасы страны истощаются, считает он.
"Я думаю, что у Туркменистана открывается просто прекрасная возможность, не строя новую инфраструктуру, а используя те газопроводы, которые были построены еще в советские годы, экспортировать до 30 млрд кубометров в соседнюю страну", – считает собеседник Sputnik Азербайджан.
Поэтому, отметил Шабан, у Туркменистана нет нужды экспортировать газ в западном направлении. А заявления о перспективности поставок в Европу – это чисто политические заявления Ашхабада.
"Глава Международного энергетического агентства (МЭА) (Фатих Бирол – ред.) говорил пару дней назад, что после 2030 года потребление газа в Европе выйдет на плато, а потом пойдет на спад к 2040 году. При таких заявлениях и прогнозах зачем Туркменистану поставлять газ в ЕС?" – задается вопросом эксперт.
В то же время и Европе не нужно инвестировать около 15-20 млрд евро на создание новой инфраструктуры для импорта газа из Туркменистана, убежден Шабан.
"Исходя из ситуации и политико-экономической обстановки в мире, я уверенно могу сказать, что Транскаспийскимй газопровод войдет в историю как несостоявшийся, но долго обсуждаемый проект", – резюмировал он.