Карабах
Карабах - самые актуальные новости сегодня о том, как восстанавливается и развивается регион, читайте на Sputnik Азербайджан

Грузовики с продовольствием через Агдам в ожидании "зеленого света" из Ханкенди

В Ханкенди отказываются принимать фуры с гуманитарной помощью как через Агдам, так и через Лачин. А тем временем очереди на въезд ожидают автомобили МККК, Азербайджанского общества Красного полумесяца и Российского общества Красного креста.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 11 сен — Sputnik. Ситуация в части Карабахского экономического района Азербайджана, где проживает население армянской национальности, вновь накаляется. Заинтересованные в раскачивании ситуации силы пытаются создать миф о серьезном продовольственном кризисе в регионе. При этом опускается факт, что в Бардинском районе Азербайджана стоит фура с гуманитарной помощью от Российского общества Красного креста, в Агдамском районе – две фуры Азербайджанского общества Красного полумесяца, а на приграничной территории Армении недалеко от ППП Лачин – грузовики с гуманитарной помощью от МККК.
Проезду автомобилей противятся именно те, кто на весь мир трубят о "сложной гуманитарной ситуации" в регионе. Они категорически отказываются от приема грузов по дороге Агдам-Аскеран-Ханкенди, но требуют, чтобы автомобили МККК беспрепятственно проезжали на суверенную территорию Азербайджана из Армении через ППП Лачин.
Такая постановка вопроса встречает естественный отказ официального Баку. Но обо всем по порядку.

"Гуманитарный кризис": история вопроса

Как ни парадоксально, но нагнетание ситуации началось сразу после окончания 44-дневной войны, по результатом которой было подписано Трехстороннее заявление, призванное создать условия для согласования и подписания мирного соглашения. Были нарушены требования ряда пунктов заявления, в том числе о выводе армянских вооруженных формирований. Уже через пару недель азербайджанские военные обезвредили на освобожденных территориях группу диверсантов из Армении численностью свыше шести десятков бойцов.
Не лучше обстоит дело и с выполнением пункта заявления о том, что "внутренне перемещенные лица и беженцы возвращаются на территорию Нагорного Карабаха и прилегающие районы под контролем Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев". Понятно, что Баку хотел избежать межнационального конфликта сразу после окончания боевых действий. Ведь у обоих сторон было достаточно претензий к противной стороне. Азербайджанцы не забыли о тридцатилетней оккупации, о пережитых невзгодах, о погибших и без вести пропавших своих родственниках. Да и армяне еще не оправились от поражения в 2020 году.
Но как показало время, истинный гуманизм азербайджанской стороны был неадекватно воспринят армянами, которые стали использовать создавшуюся ситуацию для фактической подготовки к очередному военному противостоянию. Итогом явилось то, что армяне воспринимают не только разговоры о возможном возвращении вынужденных переселенцев азербайджанской национальности в свои дома в Карабахе, но даже проезд по этой территории гуманитарной помощи из Баку – как посягательство на их права.

Люди, о правах которых все молчат

Стоит напомнить, что по итогам первой Карабахской войны почти миллион азербайджанцев стали вынужденными переселенцами. Значительная часть из них проживала из территории бывшей Нагорно-Карабахской автономии. На сегодня правительство Азербайджана осуществляет постепенное возвращение вынужденных переселенцев на освобожденные территории. Для претворения в жизнь этих планов ведутся работы по восстановлению фактически уничтоженных населенных пунктов.
Исключение составляют лишь те районы, где проживает армянское население, которое никак не хочет смириться с тем, что возвращение в места постоянного проживания – исконное право изгнанных с этих территорий азербайджанцев. Именно процесс их возвращения является вопросом разрешения гуманитарных проблем. Эти люди на протяжении более чем тридцати лет не имеют возможности жить у родных очагов, посетить могилы своих близких.

"Голодающие" отказываются от еды

Что касается положения армян, которые живут в Ханкенди и окрестностях, – оно обсуждалось на Совбезе ООН. В большинстве случаев очевидно, что международные организации и политики недостаточно информированы о реальной ситуации в регионе. Приведем два примера, которые дают представление о происходящем.
Так, постоянный представитель Азербайджана при ООН демонстрировал посты армянских пользователей социальных сетей, где делились фотографиями пышных застолий, явно не соответствующими заявлениям руководства Армении и представителей сепаратистов о "гуманитарном кризисе".
Второй пример связан с тем, что проживающие в части Карабахского экономического региона Азербайджана армяне публично отказываются принимать гуманитарную помощь, поступающую по дороге Агдам-Аскеран-Ханкенди, в том числе и со стороны АР. При этом возникает резонный вопрос: может ли мать ребенка, который находится на грани истощения, отказаться от еды для него? Однозначный ответ: конечно, нет!

Требования сторон по поводу разрешения ситуации

Азербайджан изначально заявлял, что считает жителей Карабахского района армянской национальности своими гражданами. Власти готовы предоставить им все права, которыми обладают остальные граждане республики. Но вместе с правами карабахские армяне должны исполнять и обязанности, возложенные на всех граждан Азербайджана. Таковы требования в любом обществе и в любом правовом государстве.
Для обеспечения прав и обязанностей необходима интеграция жителей Карабаха в азербайджанское общество, которая может занять несколько лет. А начало данного процесса проходит через налаживание диалога местного армянского населения с центральной властью, который саботируется сепаратистами при поддержке официального Еревана.
Что касается прогресса в краткосрочной перспективе, то он связан с налаживанием транспортных связей Баку и Ханкенди, чему сегодня противятся сепаратистские круги. Аналитики в Баку связывают это с тем, что в случае открытия коммуникаций армяне в Карабахе воочию увидят, что азербайджанцы не намерены продолжать вражду, несмотря на все обиды прошлого. А это в свою очередь послужит сближению народов, а также сделает дальнейшее нагнетание эскалации и манипуляцию ситуацией невозможными.
Что касается требований сепаратистов и их ереванских кураторов о беспрепятственном использовании Лачинской дороги, то у Азербайджана есть как юридическое, так и чисто военное обоснование недопустимости удовлетворения подобного требования.
Во-первых, Азербайджан является независимым государством – членом ООН и многих других международных организаций со своей суверенной территорией. Как следствие, у него есть право обеспечить неприкосновенность своих границ и безопасность своего населения.
Исходя из того факта, что на протяжении почти тридцати лет Армения оккупировала около 20% азербайджанской территории и в настоящее время все еще находится в состоянии войны с Азербайджаном, официальный Баку не просто имеет право, а обязан обеспечить неприкосновенность своих границ. Именно поэтому принято решение об установке ППП на Лачинской дороге с пограничным и таможенным досмотром, а также требованием о том, чтобы грузы доставлялись двумя маршрутами – через Лачин и Агдам.
То, что в агдамском направлении уже стоят фуры из России говорит о том, что Москва с пониманием относится к требованиям Азербайджана. А попытки сепаратистов пропускать из Агдама фуры по собственному усмотрению еще раз доказывают ангажированность вопроса о гуманитарной ситуации в регионе. Что касается необоснованных требований некоторых международных организаций, в частности Международного Комитета Красного Креста (МККК), то в Баку связывают подобные заявления с политическими амбициями МККК и отказывают идти у них на поводу.

Фуры из Баку и Москвы

В дни кровавой войны 2020 года многие страны говорили о необходимости прекращения боевых действий, но практически никто из них не смог представить всеобъемлющий документ, который готовы были подписать обе страны. Именно Москва взяла на себя эту ответственность и подготовила соглашение, которое призвано послужить базисом для разработки всеобъемлющего мирного договора. Это еще раз доказало реальную заинтересованность России в приостановке войны и ее знание реальной ситуации в регионе.
Но предвзятое отношение Пашиняна и попытки манипуляций вокруг достигнутых соглашений привели к новой эскалации ситуации в регионе, которую вновь пытаются разрешить в Баку и Москве. И немаловажную значимость представляет то, что Азербайджан предлагает юридически обоснованные пути налаживания сотрудничества, тогда как Ереван больше пользуется необоснованными политическими понятиями.
С учетом вышесказанного можно предположить, что Азербайджан оставит без изменения свои требования, которые полностью соответствуют юридическим и гуманитарным нормам права и со временем добьется их выполнения. А началом процесса явится проезд через Аскеран фур с гуманитарной помощью из Баку и Москвы.