БАКУ, 7 сен — Sputnik. В преддверии очередного саммита G20, который состоится в Дели, снова стали актуальны разговоры о смысле форматов G20 и БРИКС. И хотя лидеры мировой политики предпочитают избегать сравнительных анализов по этой теме, специалисты уделяют данному аспекту достаточно внимания.
Дискуссии подогреваются и тем, что в нынешнем саммите не примут участие лидеры России и Китая, без которых решение глобальных задач в современном мире видится маловероятным. Президент Владимир Путин отправит вместо себя министра иностранных дел Сергея Лаврова, а китайского лидера в Дели заменит премьер Госсовета Ли Цян.
Новости об этом сразу породили рассуждения о том, что могут предпринять западные лидеры в отсутствие основных оппонентов.
Цели и задачи G20 и БРИКС
Старейшей из этих двух организаций является G20. Целью ее создания было совместное решение глобальных проблем, таких как разразившийся в 1997-1998 годах финансовый кризис. Инициаторами учреждения новой организации были представители семи промышленно развитых государств – США, Великобритании, ФРГ, Франции, Канады, Италии, Японии. Официально деятельность группы была направлена на достижение экономической стабильности, создание условий для устойчивого роста и снижения рисков возникновения финансовых кризисов. Решения в G20 принимаются консенсусом.
БРИКС (BRICS) носит название по первым буквам стран-участниц – Brazil, Russia, India, China. Первично он носил название БРИК, букву "С" добавили после присоединения ЮАР (South Africa).
Первый саммит БРИК состоялся ровно через десять лет после образования G20. Основными целями были определены "развитие последовательного, активного, прагматичного и открытого диалога и сотрудничества между странами". Позже стороны договорились, что объединение носит внеблоковый характер и не направлено против третьих сторон.
Особо стоит отметить тот факт, что оба объединения были созданы как чисто экономические. Интересы западных стран в этой сфере в чем-то противоположны интересам стран БРИКС, но в чем-то совпадают с ними. Специалисты отмечали принципиальную важность, чтобы восхождение БРИКС не сопровождалось конфронтацией с Западом.
Политизация, повлекшая разногласия между организациями
В сентябре 2013 года США и их союзники попытались использовать площадку G20, чтобы протащить решение о военном вмешательстве в Сирии. Большинство стран выступили против. Тем не менее, был создан прецедент, который специалисты назвали первым шагом в политизации G20. Вслед за этим на "двадцатке" стали поднимать вопросы о ситуации на Украине, что окончательно утвердило мнение о превращении организации в политическую.
БРИКС пока удается избежать явной политизации, однако успехи участников проекта создают явное недовольство США и их союзников, что по сути своей провоцирует противостояние как внутри самой G20, так и по линии G20–БРИКС.
По мнению руководителя центра политэкономических исследований Института нового общества Василия Колташова, большая двадцатка "достигла предела своей эволюции", и предыдущий саммит "Большой двадцатки" явно показал раскол в организации.
"На последнем саммите США и страны, которые им подчиняются, противопоставляли себя остальным участникам. Участники саммита как бы разделились десять на десять. С одной стороны США и их подчиненные, а с другой – все остальные. В результате сложилась ситуация, в которой место двадцатки уже занимает БРИКС. И она теперь фактически противопоставлен большой семерке, которая до сих пор представляла G20 как свой "предбанник", – считает аналитик.
Такой ситуации предшествовало и разочарование части членов G20 во время кризиса 2008 года, когда двадцатка начала работать в качестве "клуба по спасению Штатов", что не могло не сказаться на отношении к объединению ее участников. По факту, G20 так же, как и ООН, которую США фактически подмяли под себя, стала бесполезной группой, указывает Колташев.
Что ждать от очередного саммита G20?
Никаких прорывных решений от грядущего саммита G20 ожидать не приходится. Это особо отмечается в свете того, что лидеры двух ведущих держав – России и Китая – заранее заявили о своем неучастии в мероприятии. Также не приедет на саммит руководитель Мексики.
При этом аналитики отмечают, что лидеры России и Китая могли бы принять участие в саммите, если бы здесь обсуждались чисто экономические вопросы. Из опыта предыдущего саммита понятно, что политических вопросов, в частности касающихся ситуации на Украине, избежать не удастся. А это означает, что G20 теряет лидеров, без которых уже немыслима мировая политика.
Под вопросам и принятие итогового документа вообще. Еще до саммита Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что ЕС не намерен поддерживать резолюцию, в которой не найдет свое отражение ситуация на Украине.
С другой стороны, участницы G7 выступают против выделения дополнительных $500 млрд на достижение целей устойчивого развития, что расценивается аналитиками как искусственное сдерживание продуктивного потенциала G20.
Стоит также в итоге вспомнить, что Китай заблокировал формулировки итогового коммюнике относительно осуждения украинско-российского конфликта и долговых обязательств развивающихся стран.
В этом году саммиты БРИКС и G20 идут друг за другом, в чем часть обозревателей видят скрытый смысл. Отказ от участия в саммите G20 руководителей России и Китая расценивают как то, что Владимир Путин и Си Цзиньпин явно дают понять, что считают БРИКС более значимым и перспективным форматом.