БАКУ, 30 авг — Sputnik. Совершившие военный переворот в Габоне объявили об отмене результатов выборов и роспуске государственных институтов. Был заблокирован доступ в интернет, и также, как ранее в Нигере, приостановлено вещание французской радиостанции RFI и телеканала France24.
Это произошло после официального объявления итогов выборов, согласно которым победу в третий раз подряд одержал Али бен Бонго Ондимба. В состоявшихся президентских выборах участвовали 14 кандидатов. Главным конкурентом главы государства выступил Альбер Ондо Осса. Согласно данным избиркома, Али бен Бонго Ондимба набрал 64,2% голосов, а за Альбера Ондо Осса отдали голоса 30,7% проголосовавших. Оппозиция обвинила президента в нарушениях на выборах, сам же он объявил о своей победе.
Ситуация в Габоне до выборов
В этой африканской стране с конца 60-х годов ХХ века правила профранцузская династия Бонго Ондимба. Свергнутый Али бен Бонго Ондимба пришел к власти в 2009 году после смерти возглавлявшего страну на протяжении 41 года отца Омара. Нынешние выборы были для него третьими по счету.
В отличии от отца, Али Бонго не стал популярным правителем. За период своего нахождения у власти он выполнил всего 13 из 105 предвыборных обещаний. В 2016 году Али Бонго набрал лишь на пять с половиной тысяч голосов больше, чем лидер оппозиции. Тогда в родном городе президента его заподозрили в махинациях с голосами, в регионе Верхнее Огоуэ вспыхнули беспорядки, в результате которых было сожжено здание парламента.
В 2019 году в стране уже была попытка военного переворота, которую удалось подавить. Внимание в связи с этим привлекает тот факт, что тогда, как и сейчас, текст обращения к народу от имени мятежников озвучивал лейтенант Келли Ондо Обианг, которого позже задержали. О дальнейшей судьбе этого офицера история умалчивает, но это не помешало ему зачитать требование путчистов и во время нынешнего переворота.
Примечательно, что в марте в Габоне с рабочим визитом побывал президент Франции Эммануэль Макрон. Там он заявил о новом сбалансированном партнерстве, которое призвано заменить политику неформальной опеки Парижа над бывшими колониями в Африке. Тогда же он заверил, что Париж не стремится оказывать влияние на внутреннюю политику Габона.
Стоит отметить, что, по сравнению с большинством стран Западной Африки, в Габоне было меньше политических потрясений и ни разу не было гражданской войны. С 1960 года здесь сменились лишь три президента. Габон является крупным производителем нефти. В стране живут 1,8 млн человек, средняя продолжительность жизни составляет 62 года, уровень безработицы среди молодежи примерно 35%, одна треть населения живет в бедности
Африка "уплывает из рук" французского гегемона
Формально Франция освободила свои колонии еще в 1960-х годах, при этом продолжая оказывать существенное влияние на их экономику и развитие в целом. Французские политики создавали экономические и социальные условия, при которых бывшие колонии сохраняли лояльность и обеспечивали Францию необходимыми ресурсами. Такое отношение демонстрировали политики с любыми идеологическими установками. Отношения Парижа с бывшими колониями строились на основе системы неформальной опеки и покровительства, которая получила название "франсафрика". По-другому эту политику можно просто назвать неоколониализмом по-французски. Результат ее налицо.
Почти все страны, являющиеся бывшими колониями Франции, практически даже в ХХI веке находятся в экономической зависимости от Парижа, а население бедствует. Такая ситуация позволяет Франции держать в напряжении политические элиты этих стран и воздействовать на них в случае необходимости принятия профранцузских решений.
Но серьезные проблемы для французов начались в 20-х годах ХХI века. Один за другим произошли перевороты в Буркина-Фасо, Мали, Нигере, потребовали вывода французского военного контингента в ЦАР, а теперь - свержение правящей династии в Габоне. На глазах разваливается французская неоколониальная система в Африке.
Борьба за Черный континент в полном разгаре
Французское правительство никак не хочет согласиться с тем, что отказ африканских стран от сотрудничества с ним связан с неоколониальной политикой Парижа, который видит в происходящем происки третьих сил.
В реальности представители африканских элит не хотят, чтобы продолжалась политика, при которой их вынуждают продавать ископаемые и другие товары за бесценок и при этом приобретать необходимые товары из Европы, в частности из Франции, втридорога. К такой ситуации привела безальтернативная торговля, которая насаждалась французами посредством своих ставленников. По мнению независимых экспертов, такая ситуация не один год подпитывала общее желание народов Африки освободиться от западной зависимости. Последние события создали для этого благодатную почву.
"Многое будет зависеть от того, смогут ли новые власти в этих странах эффективно управлять государством, в том числе с помощью России, Китая и других стран БРИКС", - считает политический деятель из Туниса Абдельазиз Мессауди.
По мнению аналитиков, в этом случае глобальные изменения на Африканском континенте окажутся необратимыми.
В то же время Le Figaro обнародовала открытое письмо 94 французских сенаторов к президенту Макрону. Сетуя на провал постколониальной французской политики в Африке, сенаторы заявляют, что на смену французской Африке в военном плане приходит российская, в экономическом – китайская, а в дипломатическом – американская.
Но говорить о том, что битва за Африку завершена, было бы слишком непрофессионально. С учетом наличия ресурсов, роста народонаселения и экономических показателей, Африка имеет слишком большое значение для общемирового развития, чем может показаться на первый взгляд. Именно этим и объясняется то, что многие специалисты склонны думать, что борьба за Африку будущего только разворачивается и в дальнейшем нас ждут серьезные баталии. Хотелось бы, чтобы они ограничились экономическим и политическим противостоянием, которое не перерастет в военные конфликты.
А тем временем ЭКОВАС (Экономическое сообщество западноафриканских государств) и Франция не передумали по поводу возможного военного вторжения в Нигер. Заставит ли их отказаться от этого намерения еще одни военный переворот на континенте или, наоборот, еще более ускорит подготовительный процесс, станет ясно уже в ближайшее время.