Новости

Судостроение как новый вид кооперации: Азербайджану важно не упустить возможность

Президент Ильхам Алиев заявил 11 июля о необходимости пересмотреть судостроительные возможности на Каспии из-за роста заказов из соседних стран. Почему развитие этой отрасли важно именно сейчас?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 15 июл — Sputnik. Геополитическая ситуация в мире вкупе с растущей глобальной инфляцией повысила значение альтернативных маршрутов поставки товаров и сырья – трейдеры начали осваивать новые, ранее не такие популярные направления. Так, Каспийский регион, который исторически был связующим звеном между Западом и Востоком, вновь стал набирать популярность, превратившись всего за пару лет в одно из важных транспортно-логистических звеньев в регионе и мире.
При этом транспортные пути, проходящие через Каспийский регион, предлагают пользователям комбинированные маршруты с использованием как наземных (железнодорожные и автомобильные), так и морских способов поставок. Таким образом, морские перевозки через Каспий стали наиболее популярны ввиду сокращения сроков доставки товаров – согласно последним данным, в мае 2023 года грузооборот портов Каспийского бассейна увеличился на 40,7% относительно показателя мая 2022-го.
В частности, в структуре грузооборота портов Каспийского бассейна 37,4% приходилось на зерно, 28,2% – нефть. Как результат, в Каспийском регионе наблюдается дефицит судов, и такие страны как Казахстан, Россия, Азербайджан и Туркменистан уже заявили о намерении расширить свой морской флот.
Так, президент Азербайджана Ильхам Алиев 11 июля на совещании, посвященном итогам социально-экономического развития страны за шесть месяцев этого года, заявил о необходимости пересмотреть судостроительные возможности на Каспии из-за роста заказов из соседних стран.

"Наш судостроительный завод был рассчитан на наши текущие возможности перевозки. Мы также учитываем вывод из эксплуатации судов, ходивших на протяжении многих лет. Потому что они выходят из строя и должны быть обновлены. Но сегодня наблюдается еще больший спрос как у нас, так и у соседних стран. Таким образом, не исключено, что когда-то мы сможем начать и расширение производственных участков судостроительного завода", - сказал глава государства.

Развитие судостроения идет параллельно с расширением коридоров

Планы Азербайджана по расширению судостроения – это фактически продолжение обсуждений лидеров стран Каспийского региона, которые велись в последнее время по вопросу развития транспортных коридоров на Каспии, считает директор Института социально-экономических исследований Алексей Зубец.
"На сегодняшний день существует немало планов по развитию коридора "Север-Юг", который начинается, условно говоря, в Санкт-Петербурге и заканчивается на побережье Персидского залива и Индийского океана в портах Ирана", - рассказал Зубец Sputnik Азербайджан.
Вторая важная магистраль – это коридор от Черного моря до стран Центральной Азии. Оба направления движения транспорта имеют большое значение и сейчас приобретают особую актуальность, отметил экономист.
"О коридоре "Север-Юг" говорят, наверное, лет 15, но до последнего времени эти разговоры были больше философского характера, т.е. ни о чем. Но за последние год-два коридор стал очень актуальным, так как Россия не имеет сухопутных границ для торговли, например, с Индией", - добавил Зубец, говоря о необходимости развития МТК.
По словам эксперта, в целом для РФ важна не только Индия и южные регионы, близкие к Индийскому океану и Персидскому заливу, но также и Афганистан.
"Коридоры могут быть разные – например, из Ирана по территории Азербайджана и далее в Россию. Это один вариант. Но, учитывая различные не вполне урегулированные торгово-экономические и политические отношения, есть определенные сомнения, что такие коридоры заработают без проблем", - считает экономист.
Поэтому, отметил он, рассматривается вариант отправки грузов из Ирана в Россию через Каспийское море, и тогда будет большая необходимость в судах.
И третий важный коридор, который начинается в Грузии, далее идет по суше в Азербайджан и затем с перевалкой по морю в Туркменистан или Казахстан.

Не купить, а создать

По словам экономиста, эти последние два варианты транспортных коридоров и перевалки грузов требуют наличия судов, которые будут задействованы в транспортных перевозках в рамках "Север-Юг" и "Восток-Запад".
"Поэтому развитие транспортного машиностроения на Каспии - безусловное требование времени", - считает Зубец.
При этом, отметил эксперт, понятно, что эти суда можно было бы купить за границей и доставить на Каспий по Волго-Донскому каналу. Однако развитие судостроения в Каспийском регионе намного важнее и полезнее, в том числе как для ремонта и восстановления существующих судов, так и для увеличения флота.
"Поэтому стремление Азербайджана создавать собственную судостроительную базу, безусловно, правильное решение и актуальный шаг вперед, связанный с развитием транспортных путей вокруг Каспийского бассейна", - подчеркнул Зубец.
В этом вопросе также важно сотрудничество Азербайджана и России, считает он. Так, нужно понимать, что речь идет не о строительстве каких-то огромных океанских судов. Каспийское море - небольшое и неглубокое, каких-то особенных технических возможностей требоваться не будет, отметил он.
Поэтому, подчеркнул эксперт, с учетом особенностей Каспия, у Азербайджана и России есть все возможности строить суда, в том числе и на Волге.

Азербайджану важно не упустить возможность

Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов рассказал, что развитие торговли через Каспий, в частности расширение коридора "Север-Юг", будет происходить неизбежно.
"Мы увидим значительное увеличение товарооборота по этому коридору, и прежде всего по Каспию", - сказал Колташов Sputnik Азербайджан.
Для Азербайджана очень важно не упустить возможность, считает экономист.
"Понятно, что Азербайджан в значительной мере ориентируется на сотрудничество с Турцией, но все же нужно учитывать, что основные товарные потоки будут связаны не с Турцией, а с другими континентальными евразийскими странами – Россией, Ираном, Индией, Пакистаном. И значительная масса товаров будет идти через Каспий", - считает Колташов.
В этом плане для Баку важно развивать судостроение, сделать так, чтобы это расширение товарного потока через Каспий было обеспечено во многом за счет судостроения в Азербайджане.
"Для Азербайджана это хорошая возможность присоединиться к процессу, который неизбежно будет развиваться и который будет поднимать благосостояние всех стран - участниц этой континентальной торговли", - добавил он.
По словам эксперта, в ближайшие два десятилетия будет наблюдаться значительное развитие не столько океанской торговли, сколько торговли континентальной. Это касается Латинской Америки и Африки, где идет интенсивное железнодорожное строительство, но это будет касаться и континентальной Евразии.
"Причем пока существует проблемный Афганистан и индийско-пакистанские противоречия, коридор "Север-Юг", то есть движение через Каспий, становится чрезвычайно важным и значимым маршрутом", - рассказал Колташов.
При этом, отметил эксперт, странам Каспийского региона необходимо развивать судостроение, потому что водные пути – Волга и Каспий - будут определяющими, так как за ними будущее в регионе.

Азербайджан активизировал усилия по увеличению мощностей производств

Понимая растущий спрос на судостроение на Каспии, в Азербайджане проводятся работы по расширению видов выпускаемых судов и увеличению мощностей производства.
Так, ЗАО "Азербайджанское каспийское морское пароходство" (ASCO) и Бакинский судостроительный завод подписали контракт на строительство нового судна типа Ro-Pax для перевозки пассажиров, автомобилей и железнодорожных вагонов в рамках развития проекта по производству данного вида судов.
Паромом можно будет перевозить 100 пассажиров, 56 вагонов-цистерн или 46 полувагонов, либо 50 грузовиков с полуприцепами.
Кроме того, Бакинский судостроительный завод, Бакинский международный морской торговый порт и нидерландская Damen Shipyards Gorinchem B.V. подписали в прошлом месяце меморандум о взаимопонимании о трехстороннем сотрудничестве. Ожидается, что в рамках взаимодействия на Бакинском судостроительном заводе будут строить суда по проекту Damen.
Кроме того, расширение производства на бакинской верфи протекает одновременно с развитием проектов по созданию ненефтяного производства в технопарках и СЭЗ страны. Так, в мае стало известно, что впервые в Азербайджане в судостроении будут использоваться кабели, производимые резидентом Сумгайытского химико-промышленного парка - ООО STP Global Cable, входящего в ООО "Сумгайытский технологический парк" (STP). Между ООО "Бакинский судостроительный завод" и STP подписан договор о сотрудничестве.
Стоит отметить, что бакинская верфь, проектная мощность которой составляет 25 тыс. тонн готовых металлоконструкций в год, является резидентом Гарадагского промышленного парка. Поэтому завод освобожден от уплаты налога на имущество, земельного налога и налога на прибыль, а также таможенных пошлин и НДС при ввозе производственного оборудования.
Новости
Астана предложила Пекину участвовать в проектах по расширению портов Каспия в рамках ТМТМ